Российская Федерация не собирается сдавать свои позиции на Балканах. Об этом сообщают иностранные средства массовой информации.
Как известно, уже несколько недель подряд на улицы столицы Македонии Скопье выходят тысячи демонстрантов, которые требуют ухода премьера Николы Груевского, остающегося на своем посту уже в течение девяти лет. В прошлое воскресенье протестующими была собрана рекордная, почти 20-тысячная манифестация.
Причин для протестов у македонцев хватает. Публикация лидером оппозиционных сил записей частных разговоров правящей политической элиты отрыли шокирующие практики власти: фальсификацию результатов выборов, установление жесткого контроля над судьями, замалчивание преступлений правоохранительных органов и простую коррупцию. Инцидент в Куманове подлил масла в огонь — в городе, который располагается у границы с Сербией и Косово, произошло кровавое столкновение людей, выдающих себя за албанских сепаратистов, с силами безопасности.
Однако с точки зрения Кремля, который в последнее время сблизился с руководством Македонии, ситуация выглядит совсем иначе. Так, российские СМИ еще до воскресной демонстрации сообщали, что протесты являются организованной извне (то есть западной стороной) попыткой провести очередную «цветную революцию», нацеленную не допущение сближения государства с Российской Федерацией и срыв строительства газопровода «Турецкий поток», при помощи которого Москва планирует в обход Украины направлять газ в Европу.
По мнению российских СМИ, такая же цель якобы преследовалась и атакой в Куманове. В соответствии с этой версией, албанские террористы были наняты НАТО для того, чтобы они привели к дестабилизации правительства Македонии, результатом которой стала бы смерть проекта «Турецкий поток». Совсем неудивительно, что этой версии также придерживаются и российские официальные лица. Глава российского МИД Сергей Лавров даже открыто обвинил две соседних страны, Болгарию и Албанию, в том, что они пытаются расчленить Македонию по причине ее отказа от присоединения к санкциям против Российской Федерации и согласия на строительство газопровода.
Андрея Богдановский, эксперт аналитического центра «Аналитика» в Скопье, отмечает, что только после акции в Куманово Российская Федерация на самом деле стала интересоваться ситуацией в Македонии и так сильно поддерживать нынешнее правительство. По словам эксперта, в последние недели со стороны Кремля последовал целый ряд жестов и высказываний, хотя раньше российским правительством не делалось по Македонии каких-либо заявлений.
Однако Македония является только одним из элементов масштабной игры Москвы в регионе, в которой ключевым фактором кажется именно энергетика. Так, проект «Турецкий поток» является реакцией Москвы на крах другого проекта — «Южного потока», который должен был поставлять газ на Балканы, проходя по дну Черного моря в Болгарию. Однако Евросоюз, не захотевший мириться с монополистской позицией российского Газпрома в управлении инфраструктурой, помешал этому. Ответственность за провал этого проекта в Кремле возложили на Брюссель и на Болгарию.
Новый газопровод должен проходить по территории европейских государств, поддерживающих с Москвой хорошие отношения: Македонию, Грецию, Сербию и Венгрию.
ЕС и США должны воспринимать активность России на Балканах как сигнал проснуться.
Главным союзником России на Балканах традиционно продолжает оставаться Сербия, которую с Россией объединяют исторические, религиозные, а, с недавних пор, и энергетические связи. Так, в 2008 году сербская нефтяная компанию НИС и вся ее инфраструктура была взята под контроль Газпрома. В следующие годы Белградом был предпринят ряд шагов к сближению двух исторических союзников, в частности, принималось участие в переговорах с Евразийским таможенным союзом и военной Организацией Договора о коллективной безопасности, находящимися под управлением Москвы. В то же время Сербия не оставила попытки войти в ЕС, а это в нынешней ситуации ставит страну в специфическое положение, которое немного напоминает то, в каком оказалось Украинское государство при Викторе Януковиче.
Иван Крастев, политолог и глава Центра либеральных стратегий в Софии, считает, что этот выбор является сложным выбором. По словам эксперта, с Россией страну объединяет исторические, энергетические и военные связи. Однако, с другой стороны, Сербия в полной мере зависит от европейских рынков. Германия, а не Россия сможет помочь Сербии продвигаться вперед. Сербское правительство скоро поймет, что Москва не может ничего предложить стране.
Кроме того, Россия также активно пытается поставить заслон европейским влияниям в других странах, при этом чаще всего ею используется этнический фактор. Самым ярким примером является Босния и Герцеговина, поскольку ее сложное федеральное устройство является идеальной средой для постоянных тупиковых ситуаций. Помимо этого, вместо сглаживания этнической напряженности в государстве, где проживают мусульмане, сербы и хорваты, оно лишь способствует его усилению. Это ловко используется Россией, активно поддерживающей сербских сепаратистов в Республике Сербской, которая является одной из частей государства.
Наблюдатели считают, что влияние Российской Федерации в Республике стало гораздо сильнее того влияния и поддержки, которая ей оказывается самими сербы. Дополнительных сил в стремлениях и действиях боснийским сербам придала аннексия Крымского полуострова. В итоге Босния и Герцеговина, несмотря на свое желание быть членом ЕС, на протяжении многих лет пребывает в парализованном состоянии, а это делает невозможной евроинтеграцию.
Андрея Богдановский отмечает, что отсутствие прогресса в интеграции с НАТО и Евросоюзом приводит к тому, что России стало легче оказывать влияние на балканские страны и тем самым реализовывать собственные интересы. Брюсселю и Вашингтону следует воспринять такую российскую активность как сигнал к тому, что уже время проснуться.