Некоторые банкиры России, пришедшие на Крымский полуостров после того, как Крым был незаконно аннексирован Российской Федерацией, получили большую известность своим участием в отмывании финансовых средств, чем банковским бизнесом. Корреспонденты Organized Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP) проверили собственников банков Крыма и выявили, что некоторые из них имели причастность к масштабным сомнительным банковским операциям, к примеру, к выводу 20 миллиардов американских долларов в Молдову из Российской Федерации, что OCCRP обнародовал в прошедшем году.
Приход крупных «обнальщиков» России на Крымский полуостров может подтверждать и то, что Крым рискует стать «хабом» для незаконных банковских махинаций и организованной преступности, как это было замечено ранее с Южной Осетией и Приднестровьем. Данным фактом интересовались корреспонденты раздела «Новости России» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Финансовая катастрофа.
После проведения референдума в Крыму, когда население полуострова под «защитой» вооруженных групп Российской Федерации проголосовало за вхождение в состав России, на полуострове произошла финансовая катастрофа.
Банки Украины, работавшие на полуострове Крым, поспешили закрыть приблизительно 1 тысячу своих филиалов, а Национальный банк Украины запретил проведение финансовых операций на захваченной Россией территории. Торговля с Украиной почти прекратилась, а за этим последовали международные санкции: компании Visa и Mastercard прекратили свои операции в Крыму, превратив карты клиентов в бесполезный пластик.
Как рассказали корреспонденты «Новой газеты», спустя некое время российские власти постарались сформировать новую финансовую систему в оккупированном Крыму и Севастополе. Приняты некие законы о защите вкладчиков бывших банков Украины, а также об управлении активами вышедших из аннексированной территории банков. Для исполнения этих законов была основана новая организация — Фонд защиты вкладчиков (подведомственен Агентству по страхованию вкладов Российской Федерации).
Сразу после принятия этих законов на полуостров пришли архитекторы новой финансовой системы. Они в числе первых получили в распоряжение активы вышедших банков Украины, в числе первых получили выгоду из своего тогда монопольного положения — на счета их банков потекли потоки финансов как из федерального центра, так и с самого полуострова.
И хотя в Российской Федерации о многих из таких банков на то время мало кто знал, они начали быстро появляться в Крыму. Первыми на полуострове пришли банкиры с криминальным прошлым и довольно хорошими связями в российских специальных службах.
Из тюрьмы США — к берегам Крыма.
4 апреля прошедшего года Генбанк стал первым банком Российской Федерации, распахнувшим двери своих филиалов в Севастополе. Это произошло через несколько недель после аннексии полуострова Российской Федерацией. К тому времени Генбанк не был широко известен в России: он занимал 315-ю ступень среди банков России по численности активов и имел всего два филиала — в Ростове-на-Дону и Омске.
Но с апреля дела у данного учреждения стали подниматься. По данным официального сайта Генбанка, под его руководством размещено более чем 90 отделений в Крыму — это вторая по размеру банковская сеть на оккупированной территории. Генбанк заполучил в свое распоряжение активы бывших кредитных организаций Украины — Брокбизнесбанка, Кредобанка и банка «Південний». Также банк эмитирует кредитные карты, но с ограничением: они не могут быть применены для платежей через Интернет. К международным платежным системам Генбанк подключен через Росбанк Москвы — дочернее представительства французской группы Societe Generale.
Генбанком руководит противоречивый банкир из России Евгений Двоскин. В его собственности 4,8 процента акций банка, а его жена является главой совета директоров. Двоскин фигурировал в нескольких уголовных производствах в России и Соединенных Штатах Америки, в частности, из-за масштабных операций по отмыванию финансовых средств. Однако ни по одному из дел Двоскин не привлекался к ответственности. Наоборот, чаще под арест попадали те, кто проводил расследования его банковской деятельности.
В 2006 году группа оперативных работников Министерства внутренних дел Российской Федерации начала одно из самых резонансных финансовых расследований за всю историю государства. Это расследование затрагивало десяток небольших банков России, через которые осуществлялись незаконные банковские махинации на десятки миллиардов американских долларов. Несколько офицеров в отставке из данной группы оповестили OCCRP, что оборот незаконных махинаций, которые они смогли выявить, превышает триллион рублей на протяжении несколько лет.
Руководил этой группой Дмитрий Целяков, офицер КГБ, а затем майор Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ). Целяков рассказал OCCRP, что ему и сотрудникам удалось обнаружить несколько организованных преступных формирований, которые держали под контролем десятки небольших банков. Эти кредитные организации, со слов Целякова, не вели настоящей банковской деятельности, а занимались тем, что принимали на свои счета сомнительные финансовые средства, а после этого транзитом отправляли их за рубеж либо обналичивали на территории Российской Федерации.