Различия между украинцами и россиянами описал Вадим Скуратовский. Он убежден, что одним из главных несовпадений между соседними народами является нелюбовь россиян к свободе. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Укринформ».
В рамках интервью культуролог и философ Вадим Скуратовский рассказал о различиях, которые отличают две соседние нации, взаимоотношения между которыми в последнее время далеко не безоблачные. Он отметил, что украинская молодежь, которая может, выйдя на улицы, бороться за свои права, состоит преимущественно из молодых либералов, не приемлющих коммунизма и тоталитаризма.
В Революции достоинства, по утверждению философа, молодое поколение украинцев показало, что оно не хочет пребывания на должности главы государства такого «дерева», которым был беглый президент. Позором для целого народа называет он то, что украинцы сделали все возможное для прихода Януковича во власть – сначала как премьер-министра, потом как президента. Весь мир из такого руководителя страны смеялся, а украинская молодежь не пожелала смеяться, бросила режиму перчатку.
Украинцев, которые бросили вызов официальной власти, Скуратовский называет немного другими, чем россияне. Граждане России, по словам культуролога, являются народом очень хорошим, однако очень авторитарным, и не любящим свободу. Причину того, что ценности свободы россияне не понимают, эксперт видит в почти постоянном ее отсутствии.
В России, полагает Скуратовский, свобода была только в октябре 1917 года. Затем, по прошествии нескольких лет существования России в условиях ельцинского режима, против молодой демократии взбунтовалась Россия авторитарная, массовая. Высказывание римского недовольство тем, что сейчас происходит в российском обществе, по мнению экспертов, является ошибочным путем.
Скуратовский призывает помнить, что в каждом человеке, даже в том, который дошел до края, присутствует то, что средневековая мистика называла искоркой, голосом Божьим. Именно поэтому, людям, вошедшим в тоталитаризм, которые не могут из него выйти, нужно помогать. Однако делать это следует без вульгарности и волочения за шиворот. Тем не менее, когда люди, которым надо оказывать помощь, начинают говорить фразы типа «правильно Гитлер делал, что Освенцим организовал» или «правильно делал Сталин, когда украинским деревням голод в 1932-33 устроил» – разговоры такие нужно останавливать.
Скуратовский: Для любого человека свирепость – первородный грех.
В конфликте, существующем между двумя странами, очевидной стала способность людей испытывать ненависть, дикую злобу по отношению к людям, которых они никогда не видели и не знают. Объясняя это явление, Скуратовский вспоминают слова российского филолога, библеиста и культуролога Сергея Аверинцева, который свирепость человеческую называл первородным грехом.
Все люди, живущие на земле в настоящее время, состоят из довольно жесткой материи, сформировавшейся на склоне палеонтологических эпох. Злоба в человеке любом заложена еще с тех времен. Когда человек начал приобретать свой нынешний облик, то есть, по сути, становится человеком – началось создание им над первоначальной материей некой гуманной надстройки. Однако в силу сложности этого процесса, присутствующий в каждом человеке зверь иногда просыпается.
Когда-то Ницше называл человека больным зверем. Тем не менее только формулировкой известный философ не ограничился, он еще и потакал своему внутреннему зверю, поскольку нравился мыслителю сам процесс с исторической точки зрения. Какие действия Ницше Скуратовский называет великий грехом мыслителя.
Характеризуя концепцию зверя внутри каждого человека, украинский культуролог отмечает, что неподконтрольное существо внутри себя в определенные минуты разбудить очень легко. Скуратовский напомнил изречение одного теолога, который утверждал, что даже ангел перестает быть ангелом, когда у него на губах закипает пена справедливой ненависти.
Права на оправданную ненависть, по утверждению философа, советский народ имел в годы великой отечественной войны, тогда злоба по отношению к врагу было понятно и объяснимо. Однако все, что делалось после этого времени, нельзя называть иначе, чем невероятной жестокостью.
События, описанные нобелевским лауреатом Александром Солженицыным в его «Архипелаге ГУЛАГ», отмечает Скуратовский, также можно объяснить несовершенством человеческой материи, идущим с доисторических времен. На протяжении 1932-33 годов зафиксированы сотни самоубийств большевистских революционеров, которые происходящего выдерживали.
В то же время вместе с людьми, совершившими самоубийство, присутствовали десятки тысяч функционеров, которые смотрели на те же события, но другими глазами. Дети этих людей сейчас могут говорить разные банальности, в которых факт голодомора отрицается.
Современные россияне могут говорить, что никакого голода в Украине не было, поскольку продуктов в стране всегда было много, земли отличались своей высокой плодородности. Говоря об этом примере извращенной подачи исторических фактов, Скуратовский подчеркивает, что тяжелые стихи, из которых каждый из нас родом, забывать ни в коем случае нельзя.