Траектория отношений России и США, заданная Вашингтоном после событий в Крыму и начала боевых действий в восточных областях Украины, была настолько проста и прямолинейна, что фактически не оставляла пространства для маневра. Российская Федерация, с другой стороны, сразу же огласила, что ничего не будет предпринимать, чтобы добиться изменения данной траектории, а полуостров, ставший спусковым крючком всего происходящего, вообще обсуждать не желает. Площадки для маневра не оказалось, и тут стороны сами загнали в тупик.
Мировое сообщество проявляло интерес лишь к тому, получится ли Соединенным Штатам Америки построить под свою стратегию союзников, в первую очередь Европейский Союз, основного торгового партнера Кремля. Получилось. Даже более чем. На сегодняшний день некоторые европейские союзники Соединенных Штатов Америки занимают в отношении Кремля позицию еще жестче, чем Белый дом. Европа стала ведущей движущей силой реализации вашингтонской стратегии сдерживания Российской Федерации. Теперь скорее не Вашингтон создает давление на союзников, а они — на Вашингтон, рискуя, что не любящий конфронтаций Барак Обама просядет.
Между тем за текущий год Соединенные Штаты Америки произвели настоящую революцию в отношениях с Кубой, переиграв там Путина, а также существенно продвинулись в решении пресловутой иранской проблемы, заставив Кремль — по крайней мере, пока — склониться перед вашингтонским планом. Америке в немалой степени даже получилось договориться с Москвой в вопросах Сирии, хотя до приемлемого решения вопроса еще довольно далеко. Вашингтон заметно улучшил сложные отношения с Индией, а также Латинской Америкой, в том числе со своим недавним основным раздражителем — Венесуэлой. Этим интересовались корреспонденты раздела «Новости Мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Возвращение Америки.
Есть и значительные потери — острые тактические разногласия с Израилем, а также требовательность пересмотра стратегических для США отношений с государствами Персидского залива, отраженная стремлением Америки стать лидером глобального рынка энергетики. Однако в общем следует признать, что Соединенным Штатам Америки сегодня удалось в существенной степени степени вернуть себе тотальное лидерство, о потере которого там много было описано еще несколько лет назад. Внешняя политика Обамы, которая была жестоко критикована как сами американцами, так и союзниками США, стала получать все больше поддержки.
Конечно, даже самые оголтелые патриоты не проводят бесед про новый Pax Americana, однако влияние Соединенных Штатов Америки на мир находится на повышении. И, как ни странно, его еще больше подстегнул их собственный просчет в анализе действий Путина на крымском полуострове. Перефразируя Александра Горчакова, Соединенные Штаты наконец заканчивают сосредоточиваться после сентября 2001 года. Ее элита в общем достигла определенного внутреннего консенсуса в вопросе места Америки в новом миропорядке и начинает его постепенно занимать.
Москва получила Крым, отнять который у нее уже никто не сможет, и наивысшую популярность главы Путина внутри государства. Но именно Крымский полуостров и события в восточной части Украины стали финальным аргументом для раздумывающего Вашингтона в необходимости их полноценного возвращения на мировую арену в сравнительно традиционном для себя качестве. Непонятная «доктрина Обамы» приказала долго жить. Что ее сменит, пока не известно.
Во время холодной войны Соединенные Штаты Америки со своими союзниками, как известно, держали под контролем примерно половину политического мира. Другую половину так или иначе держал под контролем со своими союзниками СССР. Конечно, Вашингтону никогда уже не получится достичь подобного масштаба глобального контроля, как в то время. Однако, с другой стороны, на сегодняшний день нет и не предвидится сил, имеющих возможность не только консолидировать сколько-нибудь существенную часть остального мира, но еще и предоставить ей последовательное антиамериканское направление. Если несколько лет назад кое-где в мире повышалось серьезное желание рассматривать Российскую Федерацию как альтернативную США международную силу, то сегодня оно фактически испарилось. Большинство — справедливо или нет — считают, что Российская Федерация отказалась от имиджа государства с привлекательной и честной внешней политикой, что так необходимо современному миру.
Заметно, что даже новый партнер в секторе экономики России, Китай, в ближайшие десятилетия не решится на политическое, а тем более военное обострение отношений с государствами Запада, выходящее за рамки допустимого. Китайская Народная Республика, скорее, заинтересована ликвидировать монополию Японии, которая многие десятилетия считается ведущим представителем Азии в составе «большого Запада». Подобную роль Пекин все более откровенно начинает брать на себя. С Российской Федерацией в качестве своей бензоколонки он способен это осуществить эффективнее и быстрее.
Майские визиты государственного секретаря Соединенных Штатов Америки Джона Керри и его заместителя в РФ, многочасовые переговоры с руководителями государства пробудили некие надежды на то, что администрация Обамы начала корректировать свою политику России. Это действительно так, но совсем не в том направлении, как показалось было оптимистам.