Российские тролли разочарованы и массово жалуются на «работодателей». «Биржевой лидер» писал о деятельности конторы в Петербурге под названием «Интернет Исследования». Российское издание «Новая газета» опубликовалооткровения еще одного разочаровавшегося в работе тролля.
Марат Миндияров стал троллем, как он говорит, исключительно по нужде. По образованию он учитель биологии и географии, но работал не по специальности – на жизнь зарабатывал гидом (благо, знает несколько языков). Но наступила черная полоса в жизни – туристический сезон закончился, и он был готов взяться за любую работу, лишь бы платили. Вот и пошел на «фабрику троллей» на улице Савушкина – четырехэтажное здание на окраине Северной столицы России.
Работу там нашел не по объявлению (хотя и их хватает), а по наводке случайного знакомого, который там работал. При приеме на работу никаких контрактов не оформляли, договор не подписывали. Единственное, что пришлось подписать, – это обязательство никогда не разглашать, чем будешь заниматься.
В «Интернет Исследованиях» Марат проработал два с половиной месяца – с начала декабря по середину февраля. Сначала работа действительно показалась интересной, в чем-то уникальной. Дело в том, что его убеждения, мягко говоря, отличаются от того, что приходилось писать и пропагандировать. Ощущал себя разведчиком в стане врага, по ту сторону баррикад. Но долго, конечно, так продолжаться не могло, иначе можно было просто сойти с ума.
Работал Марат в отделе форумов. Ему и его коллегам приходилось постоянно комментировать статьи, новости, посты. Чтобы добавить жизненности, приходилось много спорить, но споры были в основном фейковыми – с такими же, как ты, троллями. Споры создавались искусственно, на заданную тему. A отделе формировались тройки – один «плохой» и два «хороших», которые и раздували дискуссии.
Тем было немного – США, Барак Обама, Европейский Союз, Украина, Петр Порошенко, Янукович, Министерство обороны и Шойгу. Был специальный список опальных политиков и ведомств: Порошенко и другие видные представители украинской власти, Саакашвили и грузинские реформаторы в Украине, Ангела Меркель, Барак Обама, Госдепартамент США. «Интернет Исследования» – частная компания. Но если сравнить то, что они писали, с тем, о чем вещают прокремлевские каналы, то ясно, кто является заказчиком», - подчеркивает М. Миндияров. В конторе постоянно проверяют идеологическую подковку – устраивают такие себе тесты о политической ситуации в стране и мире, вопросов 15-20. За несдачу увольняют.
Каторжные условия работы.
Работы было выше крыши, не оставалось даже минутки на общение с коллегами. Да и атмосфера не способствовала дружбе – смеяться запрещено, за смех сразу же увольняют. Приходилось по 12 часов сидеть безвылазно за своим компьютером. Всего таких троллей – под тысячу человек. Они сидят человек по 20 в огромных залах, которых в здании порядка 40. В каждом зале сидит по три проверяющих, которые то и дело заглядывают в твой монитор. Везде развешены видеокамеры наблюдения, серьезная охрана.
За малейшую провину штрафуют, постоянно угрожают увольнением, устраивают публичные разборки. За опоздание – штраф 500 рублей за каждую минуту. Не понравился начальству твой комментарий – штраф 1000 рублей. Подберешь неподходящую иллюстрацию – штраф 5 тысяч рублей. Ощущение, что работаешь на заводском конвейере, чтобы успеть выполнить нормы выработки – у Марата ежедневное задание было 135 комментариев, каждый не менее 200 знаков (а это, считай, три газетные полосы), причем ни в коем случае не допускается копипаст – все должно быть оригинальным. Справиться с такими объемами было нелегко.
Есть такие, кто верит в ими написанное.
В основном тролли – это молодые люди, лет по 20, но есть и постарше. Молодежь в основном – студенты каких-то малоизвестных ВУЗов. Читал их комментарии – сплошная безграмотность, причем не только в языке, но и в голове. Самое страшное – некоторые из них верят в то, что пишут. Они даже в курилке или во время обеда спорят с коллегами, причем рьяно, с пеной изо рта. Хотя на самом деле с их уровнем знаний они – обычные пустышки, с трудом разбирающиеся в том, что пишут.
Абсурда – более чем. По мнению Марата, там работает немало гомосексуалистов, но именно они наиболее рьяно ругают представителей ЛГБТ-сообщества. В январе, после расстрела в редакции Charlie Hebdo, их куратор дал задание: ругать Францию и французов, так им и надо. А после этого пакует чемодан и едет отдыхать в ту же Францию.
Достали поборы на дни рождения и юбилеи людей, которых Марат в глаза не видел. Сначала от отказывался отдавать по 200 рублей на подарок бухгалтерам и прочим сотрудникам конторы, которых в глаза никогда не видел и имен их не знал. И оказался единственным, кто во всем четырехэтажном здании отказался скидываться на подарки. Никто тогда ему ничего не сказал, но через несколько недель вызвали на ковер: мол, принципиальный такой? «Хорошо, запомним», - пригрозили. Но до расправы – финансовой или физической – дело не дошло. Может, просто повезло, что скоро уволился.
Два с половиной месяца такой работы – и Марат Миндияров не выдержал. Получил 15 февраля зарплату и на следующий день в контору уже не пошел.