За день до саммита «Большой семерки», который проходил в замке Эльмау 7-8 июня, образовались споры о неучастии на этой встрече Российской Федерации. Глава Восточного комитета сектора экономики Германии Экхард Кордес (Eckhard Cordes) рассказал об упущенных возможностях: «Встреча G7 плюс Российская Федерация могла бы стать инвестицией в разрешение конфликтов». Подобного мнения придерживается и директор финансируемого федеральными властями берлинского Фонда «Наука и политика» (Stiftung Wissenschaft und Politik) Фолькер Пертес (Volker Perthes): «Сформировалась ситуация, в которой семь государств будут вести беседу о восьмой, вместо того, чтобы 8 ключевых держав вместе говорили о положении в мире».
Канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) незамедлительно заявили в ответ, что «пока Российская Федерация не признает основополагающие принципы международного права и не будет их исполнять» возврат к формату G8 не реален. Но Штайнмайер отметил, что двери открыты. «Я полагаю, что возврат Российской Федерации в «Группу восьми» мог бы улучшить международное сотрудничество», - полагает министр. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Задачи «Большой семерки».
Однако это иллюзия. Возвращение к формату G8 могло бы только незначительно способствовать эффективному решению тотальных проблем. Наоборот, это превратило бы G8 в форум для обсуждения проблем, которые Российская Федерация создает в отношениях с соседями. Но G8 по данному поводу не задумывалась. На это имеется множество форматов - от ОБСЕ до Совбеза ООН. А если разговор только о том, чтобы польстить Российской Федерации, признав ее великой державой, то G8 - слишком дорогостоящий проект.
«Большая семерка» обязана заниматься такими глобальными вопросами, как финансовая стабильность, поддержка в развитии, здравоохранение и защита климата. Но для подобных тем и формат G8 маловат. Любой форум, не учитывающий Индию и Китай, где сосредоточена треть мирового населения, сегодня не годится для эффективного решения проблем.
Клуб демократических государств.
Одновременно возврат к G8 был бы равносилен отказу от единственной задачи, которую он на сегодняшний день способен выполнить: помочь координировать политику либеральных государств, выработать общие стратегии. Либо, как сформулировала это канцлер Германии Ангела Меркель: «G7 - это семь демократических стран, для которых общий показатель - защита свободы и прав человека».
Россия сюда не вписывается, даже если она перестанет захватывать чужие территории и направлять войска для развязывания гражданских войн в соседних государствах. Окажись Россия, как единственное нелиберальное государство, за столом G7, и координация усилий, сформированных на общих ценностях демократических государств станет невозможной. А это была бы существенная потеря.
Но времена, когда государства «Большой семерки» могли считать себя вершителями мировых судеб, давно прошли. На фоне глобального соперничества за мировой порядок и возникновения новых союзов типа БРИКС либо ШОС координация политики между либеральными демократиями приобретает новое значение.
Не говорится о создании единого фронта под лозунгом «Запад против остального мира». Но либеральные ценности, которые исповедуют государства G7, в долгосрочной перспективе имеют возможность сохранить свое значение только при условии, что демократии будут активно и совместно их отстаивать.
Идея позапрошлого дня.
И без Российской Федерации государства «Большой семерки» не справляются с данной задачей, как показывает пример Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Основывался он по инициативе Китайской Народной Республики. Президенты государств G7 не согласовали свои действия. В итоге последовала череда односторонних присоединений Великобритании, Германии, Франции и Италии. Япония и Соединенные Штаты Америки пока в стороне.
Впечатление было удручающим. Этого можно было бы избежать, если бы государства «Большой семерки вкладывали в согласование своей политики хотя бы долю тех средств, которые будут потрачены на шоу в замке Эльмау. Вот на это и должны быть направлены усилия G7, а не на бессмысленные дискуссии о месте Российской Федерации за столом, даже если она откажется от самых грубых нарушений миропорядка Европейского Союза.
Между прочим, как обязана прореагировать «Большая семерка», если Российская Федерация, несмотря на все указания, разовьется в либеральное демократическое государство? Это было бы радостной причиной, но не для восстановления формата G8. Если задуматься о форуме демократических государств, то без Индии, Бразилии, Индонезии и Южной Африки в настоящее время не обойтись. Расширение состава исключительно за счет Российской Федерации - это идея позавчерашнего дня.
Если верить информации, просочившейся из замка Эльмау, то обсуждению конфликта на Украине и политике по отношению к России было посвящено много времени. Обозреватели даже повторяли фразу, что, мол, хотя президент РФ Владимир Путин и не приглашен на саммит, он незримо на нем присутствовал.