Крымский обозреватель Андрей Кириллов проанализировал, почему жители Крымского полуострова не хотят бороться с российской оккупацией. Более детально мнение Кириллова относительно того, почему крымчане не хотят бороться с российской оккупацией, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Андрей Кириллов в статье, опубликованной изданием "Крым.Реалии", отметил, что очень часто можно увидеть отсутствие у украинцев особого сочувствия к жителям Крымского полуострова, живущим теперь под властью РФ. При этом некоторые из украинцев не понимают, почему жители полуострова не поднимают против оккупантов бунт. В этой связи он хочет вкратце перечислить факторы массовой культуры и политического сознания тех крымчан, которые составляют фоновое "славянское" население. Будучи "советским продуктом", сформировавшимся в послевоенное время, эти люди называют себя "русскими крымчанами" или просто "русскими". Кириллов перечисляет важные для них моменты, уточняя: это не является попыткой оправдания, это попытка объяснить.
Распад Советского Союза обернулся информационным вакуумом для России, бывшей основой империи, и для русских, причем в наиболее острой форме это коснулось тех русских, которые проживают за пределами РФ. Как оказалось, отказать себе в обязанности и в праве "быть русским" очень тяжело. Зачастую люди воспринимали это как предательство, очень часто ими выражалось это как одна из форм презрения к "отсталым", неимперским, "второсортным" культурам. В итоге национальные проекты всех постсоветских стран зачастую были неприемлемыми для культурной и для малокультурной части русских анклавов в этих странах, и они начали развиваться иногда параллельно, а иногда даже и вопреки национальным проектам.
Данный процесс происходил по-разному – например, в Беларуси национальное чувство подавила в себе вся страна, Приднестровье решило пойти по пути "советского заповедника", тогда как в странах Прибалтики русские не сразу сумели найти свое место, а их интеграция в общество этих стран далеко не гармонична и в настоящее время.
Показательным примером в этом плане является русское население эстонского города Нарва. Во многом эти люди похожи на жителей Крымского полуострова: это "продукты промышленного бума", начавшегося после окончания Второй мировой войны, они являются "советскими людьми" на основе этнических русских. Русские в Нарве, как и крымчане, очень часто селились в тех домах, откуда местные жители были выселены Сталиным. При этом русские Нарвы, имеющие прекрасные личные перспективы и более высокий уровень жизни, в своих базовых реакциях практически идентичны "русским крымчанам". Идентичны в своих подозрениях к титульной нации тех стран, в которых они живут, идентичны в своей политической и культурной ориентации на Россию, являющуюся, по их мнению, "правильным и нормальным государством". Кроме того, эти люди категорически не соглашаются с тем, что они являются потомками организаторов геноцида – декларируя себя русскими, эти люди не желают брать на себя никакой ответственности за столь дорогой для них этноним.
На протяжении всего периода украинской независимости действия Киева по отношению к русским крымчанам были слабыми и глупыми.
По словам Кириллова, за весь период независимости Украины действия Киева по отношению к русским крымчанам были слабыми и глупыми – и это в лучшем случае. Более того, иногда эти действия осуществлялись под давлением Москвы. Русские, живущие на территории Крымского полуострова, воспринимались как подопечные Кремля, и русским организациям на полуострове позволяли слишком многое. Важным моментом является то, что идейной базой Виктора Януковича были как раз антиукраинские настроения как у власти, так и у оппозиции – дружба с Российской Федерацией была тогда возведена чуть ли не в ранг официальной доктрины.
Царившая во времена Януковича масштабная коррупция лишала жителей Крыма всяких внятных перспектив, как личных, так и общих, однако источником данной депрессии в Крыму, в отличие от других регионов страны, считали не Киев, который оказался под властью "донецких", а Украину в целом, "Хохляндию". В этой связи на полуострове многие так и не поняли причин Евромайдана: в их головах социальный протест украинского народа был подменен мыслью о выступивших против Януковича "западенцах", поскольку президент выступает за русский язык.
На момент аннексии полуострова образ России в головах крымчан формировался из двух источников, служивших дополнением друг к другу: российского телевидения и российских же туристов. Твердая и понятная власть Путина, многочисленные успехи РФ и сериалы российского производства убедили население Крыма – попав в Россию, они будут жить лучше, тогда как Украина у них ассоциировалась с просто безграничной коррупцией.
Прошлой весной они также убедились, что Украина за них не борется, а значит, они этой стране не нужны, раз Киев так легко отдает полуостров России – и в этом плане возразить этим людям нечего. За последний год массовое сознание крымчан переместилось в сторону чувства изолированности, причем, не только от Украины, но и от России – они ощущают, что к решению крымского вопроса жители полуострова непричастны. Поэтому, чтобы вернуть Крым, именно Украина должна стать тем адресатом, который хоть как-то слышит жителей полуострова и с ними считается.