25 процентов средств от общего объема финансирования перевооружения армии Российской Федерации поступают из секретных фондов. Об этом сообщает Сириль Брэ, французский политолог, в своей статье, обнародованной в издании «Atlantico».
Как сообщается в статье французского политолога, несколько лет назад в Российской Федерации была возобновлена гонка перевооружений. Также отмечается, что, несмотря на то, что происхождение большей части финансирования российской армии известно, источники еще 25 процентов средств остаются тайной.
Также в статье отмечается, что Российская Федерация всячески способствует росту нестабильности около своих границ, однако при этом не ведется речь о начале открытой войны. Для Российской Федерации разговор ведется о том, чтобы ее присутствие было ощутимым. Что же касается экономической целесообразности оборонительных усилий российского правительства, то ее нельзя считать такой же очевидной, поскольку 4 процента своего ВВП направляются Россией на оборону в то время, как в других секторах экономики наблюдается нехватка необходимых средств. Как сообщает автор статьи, к этому следует добавить, что на протяжении нескольких десятилетий рост экономики Российской Федерации находился в зависимости от экспорта природных ресурсов.
По мнению большинства обозревателей, средства в оборонный сектор поступают в результате транзакций непрозрачного характера. Как сообщает французский политолог, еще в 90-е годы осуществление экспорта вооружения и военного снаряжения происходило вне контроля со стороны российских федеральных властей, при этом способы оплаты были весьма туманными, поскольку часто использовались наличные, офшоры и финансовые учреждения, вызывающие сомнения.
По словам политолога, некоторые привычки того времени сохраняются и в настоящее время. При этом эксперт не исключает возможности того, что подобная логика может использоваться в рамках усилий по переоснащению российской армии.
Валютные запасы РФ являются «военной казной».
Помимо этого, автора статьи интересует вопрос о том, каким образом Российской Федерации, в отношении которой продолжают действовать санкции и которая страдает в результате финансового кризиса, имеет возможность позволить себе выделить часть государственного бюджета на перевооружение армии. По мнению политолога, ответ на этот вопрос можно объяснить двумя факторами – валютные резервы России и коллективный выбор. Так, за годы высокой стоимости углеводородов России удалось накопить значительные запасы валюты, которые по оценкам на 2008 год составили 598 миллиардов долларов, а в настоящее время составляют 368 миллиардов долларов.
По словам политолога, эти валютные запасы представляют собой «военную казну», которая используется Россией как опора при осуществлении всех своих внешних и внутренних инициатив. Пополнение этих запасов может происходить скрытным образом, посредством возращения капиталов, государственными структурами, размещенных за рубежом, а также государственными банками или лицами, приближенными к правительству. По словам автора статьи, все богатство России учету не поддается.
Кроме того, следует учитывать отношение общества, поскольку армия в сознании русского народа занимает важное место, начиная со времен милитаризации общества Петром Великим и заканчивая победой над нацистской Германией во время Великой Отечественной войны. Российское государство во все времена строилось на основании военной организации государственных структур и на общественной поддержке. Звания, награды, вертикаль власти и принцип подчиненности французский политолог считает принципами военной организации российского общества, и эти принципы сегодня снова просматриваются в повседневной жизни России. По словам автора статьи, коллективная любовь русских к своей армии и милитаризация жизни общества находят отражение в беспрецедентных усилиях властей по модернизации армии.
На сегодняшний день военный бюджет в два раза превышает тот, который был в 2010 году. По словам политолога, причины усилий по модернизации военного аппарата вовсе не являются тайной, поскольку начиная с 2009 года их объясняли президент РФ, а также премьер-министр России и министры обороны. Армия Российской Федерации, принимавшая участие в двух войнах в Чечне и в войне с Грузией, с точки зрения тактики, технологии и доктрины считалась армией второго сорта. В 2009 году правительство сделало выбор в пользу военной модели, которая была технологически совершенной, мощной в социальном и демографическом планах, значимой в плане политики, а также являлась сдерживающим фактором для внешних сил. Цель этих усилий – восстановление авторитета государства внутри самой России и престижа страны за рубежом.
Как отмечает французский политолог, Российской Федерацией осуществляются несоразмерные военные усилия, направленные на сохранение того, что страна считает своими жизненно важными интересами у собственных границ: на Украине, в Арктике, на Балтике и даже на Ближнем Востоке. Автор статьи считает, что военные усилия российского правительства отражают попытку страны снова оказаться в числе ведущих игроков на геополитической сцене и избавиться необходимости спорить с Евросоюзом, а также риска оказаться раздавленной Соединенными Штатами Америки или поглощенной Китаем.