«Дружба с Китаем, о которой популярно ныне говорить в России, пока не приносит ей никаких дивидендов», - считает российский журналист Л. Радзиховский. «Китай лишь позволяет России пиариться на фоне озвученной дружбы, однако реальной помощи не оказывает, - высказывает мнение журналист для «Нового Времени», - передает издание «Биржевой лидер».
Россия держит свою позицию противоположной мнению «Большой семерки» и стран НАТО, но на уровне мировой политики не имеет альтернативного центра тяжести для проведения своих интересов, а все потому, что реальных союзников по противостоянию Западу у нее попросту нет. Такое утверждение справедливо, если посмотреть на результаты голосования в ООН по присоединению Крыма. Однако в том голосовании воздержался от вердикта Китай, и теперь он остается главной надеждой России, но пока можно лишь констатировать, что политические обязательства по отношению к России на себя Китай не берет. В древние времена на княжение в Новгород зазывали варяга Рюрика с братьями, признавая, что «земля велика и обильна, но порядка в ней нет», а потому «придите княжить и владеть нами». С тех пор прошло более тысячи лет, и теперь Россия хочет отдаться Китаю, однако, в отличие от варягов, что пришли и княжили, с Китаем так сделать не удается. При этом активно ведется торговля, в том числе и энергоносителями, но более глубокого сотрудничества не существует. Вместе с тем китайцы не против, чтобы Россия попиарилась, изображая большую дружбу с Китаем. Вот и совместные военные учения наметились, но нет главного - политической поддержки, как и прежде, в отношении Крыма и Донбасса позиция нейтральная, и это как нельзя показательней демонстрирует отношение Пекина.
Россию снова вот уже во второй год подряд не позвали на саммит «Большой семерки». В представлении Путина ничего страшного не произошло, потому что «семерка» - это, дескать, «клуб по интересам». Другое дело Шанхайская организация сотрудничества и БРИКС – куда более серьезные, по его мнению, организации. Однако автор предлагает внимательней взглянуть на конкретные результаты этих собраний.
В «клубе по интересам» решили, что против России санкции не будут отменены, а возможно, они даже могут быть усилены, что, по мнению Радзиховского, иначе как реальным решением, касающимся конкретно России, назвать нельзя. Остальные решения в данном случае не так важны, а вот какое политическое решение приняла на своем заседании ШОС при участии России? Сложно припомнить такое. Накануне встречи парламентариев из стран, участвующих в БРИКС, представитель Госдумы В. Матвиенко и ее команда активно предлагали идею создания ассамблеи парламентов стран БРИКС на основе постоянного действия. Однако закончилось все тем, что Индия четко высказалась против этой идеи, и на этом вопрос был закрыт, – ничего не было создано. Таким образом, о практических результатах встречи говорить не стоит. Есть и другие примеры, так в российской прессе была популярна мысль, что Евросоюз расколот, ему невыгодны санкции против России, и из-за неоднородности мнений сильна тенденция, поддерживаемая целым рядом европейских стран, относительно отмены санкций. Также указывалось, что вся позиция Евросоюза основывается только на давлении Обамы. Однако на деле санкции не только не отменили, но и пообещали усилить при определенных условиях – это настоящие практические результаты, вопреки поднятой шумихе.
Так и с поездками Путина по миру: он, как отмечает журналист, ездит сейчас, как и полагается президенту, в разные страны, хотя и значительно меньше, чем иные лидеры. Его принимают, проводят встречи с политиками, выслушивают и вежливо отвечают, но практических результатов эта активность не приносит. Только пиар и не более, ни о какой альтернативной линии международной политики в таких условиях говорить не приходится.
Что касается развития отношений между Китаем и Россией, то, как отмечают эксперты издания «Биржевой лидер», показательным примером сотрудничества между странами можно считать развитие договоренностей по организации поставок российского газа в Китай. Около года назад стороны принципиально договорились о сотрудничестве, но реализация проектов пока остается только на начальной стадии. Китайская сторона, понимая потребность России в поиске рынков сбыта своего газа, достигла соглашений на приемлемых для себя условиях. При этом россияне, отрезанные от западный кредитных средств, очень рассчитывали найти их в Китае, в том числе и для строительства продолжительных газопроводов в эту страну по так называемым «западному» и «восточному» маршрутам. Однако китайцы не спешат инвестировать и, вероятно, будут, пользуясь ситуацией, вытягивать из своих партнеров все новые преференции.
Как это, например, происходит с мягкой колонизацией российских территорий вдоль китайской границы. Слабозаселенные российские регионы на Дальнем Востоке и Забайкалье очень соблазнительны для китайцев, прирост численности которых постоянен, и им все труднее уживаться на просторах своей немаленькой страны. Именно поэтому сейчас развиваются проекты по аренде китайцами российских территорий в Забайкалье. Такое соглашение об аренде было подписано недавно на очень выгодных условиях сроком действия в 49 лет. Но этого китайцам мало, и они согласны возделывать земли России только при условии смягчения иммиграционной политики и снятия ограничений на границе. Это значит, что простой арендой в будущем все, вероятно, не закончится.