Аресты европейскими странами российского имущества в пользу бывших акционеров компании ЮКОС затрагивают также украинские интересы. Экс-акционеры нефтяной компании могут стать потенциальными конкурентами Украины в борьбе за российские ресурсы. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Деловую столицу».
Решение об аресте российского имущества приняли суды Бельгии и Франции. В прошлом году Третейский суд в Гааге принял решение о взыскании с 50 миллиардов долларов в пользу бывших акционеров компании ЮКОС. Сколько в отведенное для выплаты время Россия задолженность не погасила, акционеры обратились с решением гаагского арбитража в европейские суды по месту нахождения российского имущества.
Судя по всему, акционеры обратились с ходатайством о признании решения арбитражного суда. События последних суток свидетельствуют о том, что бельгийский суд принял решение об удовлетворении ходатайства, после чего процесс принудительного взыскания стартовал. Судебные приставы обратились почти во все крупные банки, зарегистрированные на территории Бельгии, российские представительства, в числе которых архиепископство Брюссельское и Бельгийское РПЦ, а также в отделении негосударственных организаций. Приставы потребовали сообщить о находящихся в организациях денежных средствах и имуществе, принадлежащем России.
Примечательно то, что речь идет об имуществе России, как государства, а не компаний, где страна является совладельцем, типа «Роснефти» или «Газпрома». После обращения в течение двухнедельного срока организации обязаны предоставить список имущества. Затем будут арестованы те активы, на которые не будет распространяться дипломатический иммунитет и в отношении которых будет доказано, что они являются именно собственностью государства.
С довольно большой долей вероятности можно предположить, что большая часть имущества и средств окажутся под дипломатическим иммунитетом. Поэтому возникают некоторые сомнения в том, что арестовано будет имущество на сумму 1,6 миллиарда евро. Однако сумма взыскания в конечном итоге все же будет больше, поскольку к Бельгии присоединилась Франция. Кроме того, бывшие акционеры компании ЮКОС обратились в суды Великобритании, США, Нидерландов и Германии. Тем не менее, есть риск того, что в итоге взыскать необходимые 50 миллиардов долларов не удастся.
Противостояние России и Европы продолжается на новом уровне.
В ситуации с взысканием задолженности надо понимать, что ничего экстраординарного на самом деле не происходит, европейские страны всего лишь выполняет решение суда, как это принято в цивилизованном мире. Однако значение имеет удачно выбранный момент, поскольку аресты имущества России начались за несколько дней до заседания совета Евросоюза, которое должно состояться в понедельник.
Для Европы этот момент также является показательным, поскольку есть несколько стран, которые придерживаются своей (или Кремлевской) точки зрения на продление санкций. Не исключено, что арест имущества России в Бельгии и Франции призван показать решительность Евросоюза. Москва уже заявила о намерении оспаривать арест, но низкие шансы на успех судебных исков России очевиден всем, поскольку, европейские страны, по сути, выполняют решение суда в Гааге.
С другой стороны, ситуация показательна с точки зрения причин происходящего. Мировое сообщество имеет возможность в очередной раз безразличие Кремля и недостаточно уважительное отношение российского руководства к судебной системе в целом. Арбитража в Гааге по ЮКОСу было принято почти год назад, 18 июля 2014 года, но Москва на это событие почти не отреагировала.
Очевидно в Москве, решили, что как всегда, к времени, когда долги обычно приходится отдавать принудительно, «либо ишак умрет, либо эмир». Опыт предыдущих судебных разбирательств показывал, когда речь шла о России, приставы не особенно спешили. В прошлом году на аукционе продано здание в Стокгольме, принадлежащее России, для взыскания задолженности по иску, который немецкий бизнесмен Франц Зедельмайер выиграл в Гааге еще в 1998 году. Очевидно, отношение к России в Европе с 1998 года сильно поменялись.
Для России аресты имущества могут закончиться значительными финансовыми потерями, и дело не только в том, что здания могут пойти с молотка. В результате может оказаться, что Москва будет вынуждена выплачивать владельцам денежные компенсации. Под арестом может оказаться имущество архиепископства Брюссельского и Бельгийского РПЦ. Для Кремля единственный способ продолжить линию показного пренебрежительного отношения к международным судам заключается в принятии так называемого «закона Ротенберга», который предусматривает выплату из федерального бюджета компенсации гражданам и организациям, имущество которых за границей арестовано.
Для Украины ситуация с арестами складывается не лучшим образом. Акционеры ЮКОСа стать конкурентом в борьбе за российские деньги, которые в Киев также рассчитывает получить после судебных исков против России за Крым и Донбасс. После выплаты бывшим акционерам ЮКОСа 52 миллиардов долларов (+2 миллиарда по иску в ЕСПЧ) российского имущества в Европе для взыскания задолженности в пользу Украины может и не остаться.
Кроме того, с требованиями о взыскании экс-акционеры компании могут обратиться и к Киеву. Не согласиться на выполнение требований Киев не может – Евросоюз вряд ли поймет, да и на выполнение решения суда по иску Киева украинское руководство рассчитывает. Если Киев согласится удовлетворить ходатайство бывших акционеров ЮКОСа – Кремль однозначно воспримет это как личное оскорбление, последствия для Украины спрогнозировать крайне трудно.