Известный российский галерист, арт-менеджер и политтехнолог Марат Гельман уверен, что Путин готовит Россию к большой войне, поэтому методически уничтожает всё, что может помешать россиянам разделить мир на «мы и они». Об этом он написал на страницах украинского интернет-издания Новое Время.
Сам Марат Александрович переехал на жительство в Черногорию в 2014 году. Сегодня, то есть спустя всего три дня после того, как Россия заявила о непризнании решений Гаагского третейского суда по делу ЮКОСа, его электронная почта завалена письмами российских бизнесменов – как хорошо знакомых, так и не очень – с просьбой дать совет по животрепещущему для них вопросу: как легально свалить с родины?
Самым лучшим вариантом было бы для них выехать временно в Украину. Но не сегодня, потому что Путин может расценить такой шаг как вызов его политике – и тогда прощай, родной бизнес в России.
Почему российские бизнесмены рванули с родины? Потому что непризнание решений авторитетного международного суда станет первым шагом к самоизоляции России, а для бизнеса это похуже санкций. Запреты можно обойти – либо продавая норвежского лосося как белорусского, либо получив гарантии первого лица за немалый откат, как это делал Хаммер его со времен Ленина.
И еще не факт, что даже если не будет большой войны, то все обойдется. Холодная война для бизнеса еще хуже горячей, к тому же при «железном занавесе» будет жестко подавляться любое инакомыслие – и в политике, и в экономике, и в искусстве.
Окончательный ответ, настроен ли Путин на войну с остальным миром, считает М. Гельман, получим, когда Дума утвердит бюджет на следующий год.
Но самая плохая новость заключается в том, что никто россиян спасать не собирается. Европейский тренд – не сносить Путина, а дать ему самому рухнуть. Только после развала России и ее экономики есть какие-то гарантии, что в Москве не появится новый Путин. Но падение хозяина Кремля может занять годы. Единственный крохотный шанс, считает М. Гельман, – это «успешный дворцовый переворот». Но остались ли в России люди, способные на такое?