По словам Карла-Георга Вельмана, возглавляющего немецко-украинскую парламентскую группу и являющегося экспертом по внешней политике партии ХДС/ХСС, у Европейского союза есть деньги для Украины, но эти деньги Киеву дадут только после начала реализации реформ. Более детально мнение Вельмана о том, когда Европейский Союз даст Украине деньги, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Карл-Георг Вельман заявил в интервью информационному агентству "Укринформ", что у Европейского Союза есть средства для оказания финансовой помощи Украине, однако украинское правительство получит эту помощь только после того, как перейдет к практической реализации реформ. Комментируя свое недавнее выступление на конференции, посвященной ситуации в Украине, где он заявил о необходимости четкого разделения реформ и войны, когда не следует списывать на военный конфликт неудачи правительства в проведении реформ, политик подтвердил необходимость разделения реформ и войны.
Вельман подчеркнул, что военные действия не должны становиться оправданием для торможения реформ и отсрочки в их реализации, поскольку они необходимы и являются жизненно важными. Если Украина и дальше будет ждать, когда завершиться военный конфликт в восточной части страны, то это будет как раз той стратегией, которую хочет видеть президент РФ Владимир Путин. Если украинское правительство не приступит к реализации реформ немедленно, что через пять лет вообще можно будет забыть о существовании Украины.
Более того – пять лет – это примерный ориентир. Украина может исчезнуть даже через пять месяцев. Темпы проведения реформ в стране сегодня слишком медленные, и в реальности их можно было бы реализовать на практике значительно быстрее. Вельман отметил, что это не его личное мнение – такую оценку положению дел в Украине дали ключевые эксперты и чиновники в Брюсселе. В частности, руководитель Support Group for Ukraine в Еврокомиссии Петер Балаш в своем выступлении на недавней конференции GLOBSEC, организованной в столице Словакии, заявил, что Украина нуждается в системных изменениях, а не в проведении секторальных реформ, когда немного меняется здесь, еще немного меняется там. Стране необходимо провести полную трансформацию по европейскому образцу.
Какой именно образец возьмет для себя Украина – Швецию, Данию, или Польшу – это не столь важно. В Европейском Союзе видят политическую волю к реализации таких изменений у украинского руководства, однако правительство, несмотря на наличие в нем министров-иностранцев, не является в достаточной степени функциональным. Вельман снова отметил, что это не его слова – так сказал один из европейских чиновников, каждую неделю приезжающий в Украину. Украинский парламент принял уже множество законов, однако не хватает практической реализации этих самых законов.
У Украины есть все, за исключением времени – Вельман.
Сейчас у Украины есть все, за исключением времени. Немецкий политик заявил, что страна должна провести реформы по европейской модели, причем делать это нужно не через три года, не через пять лети, а прямо сейчас. Украина нуждается в новой Конституции, нуждается в реформировании своей юридической системы, в реформировании финансовой системы, в реформировании практически всего, и это украинское правительство должно делать прямо сейчас, опираясь на помощь со стороны Европейского Союза. Со своей стороны Евросоюз должен делать для Украины больше, чем он делает в настоящее время, однако "домашняя работа" должна быть выполнена украинской стороной.
Европейский Союз должен помогать Украине и в экспертной сфере, и в финансовой, должен помогать специалистами, причем помощь должна оказываться, говоря откровенно, с одновременным давлением. В качестве примера Вельман приводит ГДР: после объединения Германии каждая из федеральных земель ФРГ взяла на себя шефство над какой-то из федеральных земель в восточной части страны, помогала экспертами, направляла в бывшую соцстрану человеческий капитал.
Германия, Польша, три балтийские страны – все они сейчас тоже могут собрать людей, направить их в Украину на определенный срок, например на год. Этих людей можно направить в регионы, где они моги бы оказать конкретную помощь при проведении административной реформы. В ЕС сейчас подозревают, что в Украине снова принялись "играть в игры", хотя после майдана прошел уже год, а прежние старые "игры" никуда из страны не исчезли.
По словам Вельмана, лично он является сторонником идеи европейской перспективы Украины и верит, что эта страна имеет для Европы больший потенциал, чем, например. Болгария или Румыния, не имеющие столь серьезной промышленной технологической базы. Если в конечном итоге ситуацию в стране удастся стабилизировать, удастся передать украинской стороне необходимые ей ноу-хау, то в конечном итоге от этого выиграют и Украина, и Европейский Союз.
Украине необходимо меняться, и одновременно с этим ей нужен план, наподобие Плана маршала. Стране нужны средства для модернизации промышленности, инфраструктуры, и так далее – может, 120 миллиардов евро, а может и все 300 миллиардов. Однако деньги придут в Украину только после реализации реформ. У Европы есть такие деньги – они есть у европейских банков, у крупных инвесторов, купающихся в деньгах по причине низких процентных ставок и страдающих от недостаточного количества инвестиционных проектов. Однако инвесторам нужны проекты, имеющие четкое экономическое обоснование, а в Украине подобных проектов в настоящее время нет.