Сейчас становятся ясными действия Российской Федерации в соответствии с великой амбициознейшей стратегией по расколу Евросоюза, ослаблению НАТО, обращению вспять достижений демократии в государствах Европы и подрыву сложившегося с окончанием «холодной войны» миропорядка. Об этом 27 июня рассуждает Энн Эплбаум в британском издании The Financial Times.
Москва старается достигнуть стратегических целей путем поддержки антиевропейских, антиамериканских и антигосударственных политических движений.
Кремль поддерживает и средства массовой информации, которые ориентируются на различные идеологии. Нынешний его хозяин показан на снимке:
Россия помогает политическим партиям на европейском континенте, выступающим против членства своих государств в Европейском Союзе. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что, например, выступающий за выход Франции из Евросоюза ультраправый «Национальный фронт» во главе с Марин Ле Пен получил кредит на девять миллионов евро от российско-чешского банка.
Перед страшным врагом Европа должна сплотиться.
Осенью минувшего года в немецкой столице прошло масштабное торжество по случаю 25-летней годовщины сноса Берлинской стены. Улицы Берлина разукрасили воздушными шариками, туда прибыли Лех Валенса и Михаил Горбачев. Там шли ярмарки и концерты, звучали громкие речи – и это все в знак окончания проблемной переходной эпохи для Германии.
Она в течение последней четверти века смогла объединиться, и теперь преобладающее большинство государств в Центральной и Восточной Европе принадлежит к Североатлантическому альянсу НАТО и Евросоюзу. Жизнь в этих странах более преуспевающая и свободная, чем когда-нибудь прежде. Их позиция в западном оборонном альянсе не порождает какого-либо сомнения: на днях руководство НАТО подтвердило, что планы размещения тяжелых видов вооружений его восточноевропейскими членами остаются по-прежнему в силе.
Однако является ли наблюдаемый нами переход действительно необратимым? Еще года полтора назад данный вопрос выглядел бы абсурдным, но сейчас он таким не кажется.
Кроме упомянутой французской партии «Национальный фронт», множеством других ультраправых группировок поддерживаются связи с Россией. Австрийская партия свободы и «Лига Севера» в Италии находятся в их числе.
В Греции московская поддержка существующих там ультралевых и ультраправых партий нашла уже отражение в формировании правящей новой коалиции. Недавно Кремль показал, что может употребить собственное влияние в греческом затяжном кризисе. Когда у Алексиса Ципраса есть желание продемонстрировать свою несговорчивость, он летит в Санкт-Петербург или Москву.
Однако свержение истеблишмента и создание пророссийского или просто непоследовательного и ненадежного правительства гораздо легче и проще устроить в небольших по размеру странах, где произошло ослабление политического класса с одновременным ростом популизма и где без труда можно осуществлять манипуляции рядом разорившихся СМИ.
За последнюю сотню лет запад и восток Европы сблизились по-настоящему, а это означает также, что преобладающие в Греции пессимистические настроения и в восточном направлении распространились. За 25 лет с момента краха Берлинской стены не все жить стали лучше. Представители молодого поколения не помнят уже тяжелейшие периоды в прошлом и сравнивают себя не с собственными родителями, а со сверстниками своими в более зажиточных странах. Военные действия в Ираке привели к разочарованию концепцией трансатлантического единства, а кризис финансов спровоцировал скепсис к западноевропейской политико-экономической модели, вызывавшей некогда восхищение и в Восточной Европе.
По всему этому региону бурлит Интернет ругательными, гневными и нацеленными против властного истеблишмента неподтвержденными инсинуациями, слухами и комментариями. В медийном этом тумане сайты ультраправой направленности вместе с анонимными троллями и популистскими таблоидами процветают. Некоторое их количество связано с Российской Федерацией. В Праге одним бывшим министром было сказано автору данной публикации, что теми чешскими интернет-порталами, обвинявшими его в коррупционных проявлениях (с его слов, без всяких на то оснований), поддерживается также аннексия Крымского полуострова Россией и ее война в Украине. Внезапно в Варшаве отмечено возникновение новой ультраправой, пророссийской партии, и ее воззрения и идеи распространяются в польскоязычной информационной сети.
Эта новая атмосфера оборачивается для Запада постепенной потерей своей привлекательности. Президентом Чехии, чью предвыборную кампанию частично финансировал глава в чешском офисе энергетической российской группы под названием «Лукойл», озвучена позиция против антироссийских санкций. Этот деятель назвал проявления российской интервенции в Украине «приступами гриппа» и пригласил в столицу своей страны олигархов из России, в отношении которых Западом введены санкции.
Подобный факт можно дополнить многими другими. Дестабилизируя восток и центр Европы, Москва еще сильнее пытается навредить существующему балансу сил. И если не удастся ей добиться этого, то она может все равно нанести ощутимый вред.