Предположим, что в Греции дело таки дойдет до Grexit, то есть до выхода этого государства из зоны евро. Что это будет значить для Российской Федерации, где неизменно отмечают особо теплые отношения между двумя православными народами – греческим и русским? Будет ли Москве, демонстративно заигрывавшей в последнее время с Афинами в пику Европейскому Cоюзу, выгода от такого поворота событий?
Если и будет, то краткосрочная, и то только в пропагандистском плане: родной телевизионной аудитории в очередной раз можно будет рассказать об обостряющемся кризисе Евросоюза, а также надвигающемся крахе зоны евро. Однако затем тема мнимых или реальных потерь европейцев неминуемо станет на задний план. Такое мнение выразил экономический обозреватель Андрей Гурков на страницах Deutsche Welle.
Для чего Кремль разыгрывал греческую карту?
Как отмечает Гурков, на первый план выйдет тот социальный, экономический и внутриполитический хаос, в который окунется страна, не сумевшая и не захотевшая удержаться в привилегированном, однако требовательном клубе обладателей второй по значению мировой резервной валюты. Согласно его словам, от Греции-банкрота не будет никому пользы, и Российской Федерации в том числе. «Кремль не сможет извлечь из Grexit выгоду - ни политическую, ни экономическую, ни геостратегическую.
Москве было достаточно интересно разыгрывать греческую карту, до тех пор, пока Греция была полноправным членом Европейского Союза и еврозоны. Кремль надеялся, что премьера Греции Алексиса Ципраса, который за последних три месяца два раза встречался с президентом Российской Федерации, получится использовать для того, чтобы внести раскол в ряды ЕС, и в первую очередь в вопросе санкций в отношении РФ из-за ее поддержки вооруженных бандформирований в Украине. За Grexit совсем не обязательно должен последовать выход Греции из Европейского Союза. Однако, в любом случае, очевидно, что ее возможности исполнить в Брюсселе роль троянского коня сейчас резко сузились. Заключить геостратегический союз с Грецией, которая отдаляется от европейцев, Российская Федерация тоже не сможет - а точнее, не захочет. Некоторые политики на Западе, а также и в Соединенных Штатах зря беспокоятся, опасаясь, что после Grexit Афины могут сблизиться с Россией и в итоге дестабилизировать, а может и даже продырявить южный фланг НАТО в Европе», - отмечает эксперт.
Турция для Кремля важнее Греции.
Всякая попытка Москвы заключить Грецию в любые военно-политические объятия вызовет резко негативную реакцию в Турции, у которой с греками традиционно напряженные отношения, отмечает обозреватель. «В Анкаре уже раздражены и российской аннексией Крыма, в том числе и усилившимся на полуострове давлением на крымских татар, и позицией Кремля в вопросе, касающегося геноцида армян в 1915 году. Кремль вряд ли пойдет на риск ухудшения отношений с турецкой стороной, тем более, что это государство для Российской Федерации несравнимо более важно, нежели Греция. В частности и в столь значимой на сегодняшний день для Кремля сфере, как газотранспортная. Ведь поток-то ведь не «греческий», а «турецкий». Для Российской Федерации не просматривается и экономическая выгода от выхода Греции из зоны евро. Конечно, с Греции Кремль может снять продовольственное эмбарго, которое было введено против всех европейских стран, и на рынок России поступят дешевые греческие персики и прочие овощи-фрукты. Это немного расширит оскудневший ассортимент на продовольственном рынке России, но и только», - пишет журналист.
Угроза планам «Газпрома».
Андрей Гурков отмечает, что Греция, обанкротившаяся, а также перешедшая на драхму, не сможет стать крупнейшим покупателем российской продукции. Вероятнее всего, отмечает он, что ей понадобится гумпомощь, и тогда российские гумконвои будут ждать (либо требовать) уже и в Афинах. «Сильно зависимая от импорта энергоносителей и, в том числе, от российского газа, Греция наверное попросит у «Газпрома» больших скидок, и к тому же значительно снизит потребление голубого топлива. Поэтому, с этой стороны Российской Федерации грозят скорее убытки. Однако, эти потери окажутся не настолько значительными просто по той причине, что на рынок Греции в последние годы шли не более трех миллиардов кубометров газа из России, а в минувшем году - даже менее двух миллиардов», - отмечает обозреватель.
Согласно его словам, для «Газпрома» намного серьезнее может оказаться тот ущерб, который нанесет надвигающийся в Греции внутриполитический и экономический хаос по планам строительства на территории Греции продолжения газопровода «Турецкий поток». Следует отметить, что об этом стороны недавно договорились на экономическом форуме в Петербурге. Сроки реализации указанного проекта и так амбициозные, отмечает эксперт. Неразбериха, грядущая в Греции, неминуемо приведет к тому, что намеченный график будет сорван со всеми вытекающими логистическими и финансовыми последствиями для российской газовой компании, пишет он.
Grexit, по мнению Гуркова, наверное, больно ударит и по близким соседям Греции, в частности по Сербии и Македонии, по территории которых российский «Газпром», хотел бы продолжить «Турецкий поток». В финансовом секторе как этих, так и других балканских государств до сего времени значительную роль играли банки Греции. Во время выхода Греции из зоны евро они обанкротятся, подчеркивает эксперт.