Военный обозреватель российской «Новой газеты» Павел Фельгенгауэр объяснил, почему назначение Михаила Саакашвили вызвало столь бурную реакцию в России.
Все дело в Приднестровье, пишет российский эксперт на страницах интернет-издания Новое Время. Но не в том, что Саакашвили может ликвидировать непризнанную республику. В принципе, если бы Москва не вмешивалась, то это было бы сделать несложно: контингент российской армии в ПМР не большой – всего три батальона. Один из них занимается охраной и управлением, то есть фактически выполняет функции тыловой службы, а остальные два подразделения (каждое численностью менее 500 военнослужащих) – мотострелки без тяжелого вооружения. У них нет ни танков, ни артиллерии, даже минометов нет, только бронетранспортеры, личное оружие и переносные противотанковые установки.
Служат в этих частях по году, причем в основном местные, поэтому особых проблем с ротацией нет. А офицеры могут выехать в Россию под видом гражданских. Поэтому блокада ПМР со стороны Украины и Молдовы только звучит грозно.
Кремль больше беспокоит решительность Саакашвили покончить с коррупцией и контрабандой в Одесской области. Именно это может разрушить экономическую и финансовую структуру Приднестровья. Так было в Южной Осетии, где во времена президентства Саакашвили уничтожили контрабанду, приносившую миллионные доходы. А до тех пор там было тихо – ни перестрелок, ни заварушек. Только после перекрытия каналов контрабанды начались стычки и стрельба, которые в конце концов закончились войной в 2008 году. Вот именно такого плана развития событий нужно остерегаться Киеву и Кишиневу, ведь российский президент большой мастер по организации различного рода провокаций.