В ближайшие дни, а возможно, и часы будет поставлена жирная точка в длительном переговорном процессе, посвященном разрешению иранского ядерного вопроса. Предполагается, что съехавшиеся в австрийскую столицу руководители внешнеполитических ведомств из стран-посредников и собственно Ирана согласуют заключение долгожданного договора в процессе торжественного официального подписания, а впоследствии его поддержит специальная резолюция Совета Безопасности ООН. Тем не менее, согласно признанию дипломатических работников, перед визированием предстоит решить еще несколько вопросов. В то же время, согласно информации, предоставленной неизвестными источниками изданию «Коммерсант», алгоритм прекращения работы рестриктивных мер, введенных против Ирана, уже сформулирован.
Российский руководитель дипломатического ведомства Сергей Лавров накануне уже прилетел в Вену, где нынче намечено собрание глав всех министерств иностранных дел шести стран-посредников (среди которых 5 являются постоянными членами СБ ООН, а кроме того, присутствует Германия) и Ирана. Предполагается, что именно в этом городе, в роскошной гостинице Palais Coburg, завершится десятилетний переговорный процесс. В числе прочего закончится спор относительно иранской ядерной программы. Это историческое соглашение является плодом совместного плана действий, который сможет гарантировать исключительно мирное применение ядерного потенциала Тегерана. Взамен с Ирана будут сняты международные и односторонние ограничительные меры западных государств.
В то же время этот итоговый документ министрами подписан не будет. Дело в том, что главным правоустанавливающим документом станет резолюция Совета Безопасности ООН относительно Ирана. Именно проект ее и должны разработать во время встречи стороны.
В преддверии встречи представители Тегерана, а равно и их зарубежные коллеги из стран-посредников, выказывали свою полную уверенность в успешности мероприятия. Замминистра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи указал в субботу во время встречи с местными работниками СМИ, что затягивать переговоры еще больше никто не желает, и принимаются все необходимые меры, чтобы завершить дело побыстрее.
В свою очередь заместитель Лаврова Сергей Рябков в своем интервью заявил с уверенностью, что стороны окончательно смогут договориться к 7 июля. По его словам, нерешенными остались отдельные вопросы, которые можно рассмотреть в самые сжатые сроки. Кроме того, он отметил что план «Б» в природе не существует. Никаких обсуждений относительно того, что делать в случае, если переговоры не будут завершены в срок. Все считают, что этого не произойдет.
Еще не решена проблема снятия оружейного эмбарго.
В то же время Сергей Рябков подчеркнул: с немаловажным для российской стороны вопросом относительно упразднения действующего против Ирана запрета на ввоз вооружений все еще много неопределенности. Россия со своей стороны весьма заинтересована в том, чтобы активизировать сотрудничество с Тегераном в оборонных вопросах, что не представляется возможным без отмены рестриктивных мер, которые предусматривает резолюция Совбеза ООН. Накануне источник, осведомленный о деятельности российской делегации, сообщил, что проблема оружейного эмбарго все еще не снята, но имеются некоторые наработки, способные посодействовать ее решению.
Это, впрочем, вовсе не последняя тема, по которой имеются определенные разночтения. Множество информаторов российского издания все время говорят о том, что до тех пор, «пока не все вопросы решены – ничего не решено». Из этого можно сделать заключение, что, невзирая на существенный и несомненный прогресс в решении немалочисленных технических проблем, несомненное присутствие политической воли у всех сторон процесса и активное участие в нем высокопоставленных фигур, участь этой договоренности до завершения срока останется неопределенной. Дипломаты из Соединенных Штатов многократно повторяли, что они предпочитают ничего не подписывать, чем подписывать плохое соглашение, а иранские представители отметили, что предпочитают вернуться ни с чем, нежели привезти договор, в котором не будут в полной мере учтены интересы их страны.
В то же время, согласно информации «Коммерсанта», в настоящий момент практически принято решение относительно тяжелого вопроса по поводу механизма отмены международных ограничений и восстановления их деятельности, если Тегеран не будет соблюдать соглашение.
Кроме этого, наметился существенный прогресс относительно того, как поступить с лишним обогащенным ураном, который имеется в наличии у Ирана. Китайское новостное агентство «Синьхуа», ссылаясь на собственные источники информации, поведало о том, что значительная часть урана — примерно 8 тонн — будет передана России. Источник в российской дипломатической среде подтвердил, что такого рода предварительные договоренности по этой проблеме имеются. В числе прочего он отметил, что взамен Россия станет ввозить в Иран или урановую руду, или топливо для АЭС.
Как бы там ни было, даже в том случае, если в ближайшее время дипломатам удастся снять все оставшиеся разногласия с повестки дня, судьба этих договоренностей во многом будет оставаться нерешенной, ведь американскому Конгрессу еще надлежит одобрить снятие с Ирана тех запретительных мер, которые были наложены США в одностороннем порядке.