На протяжение всей своей истории Российская Федерация напоминала милитаристскую и экспансионистскую державу. Такое мнение в интервью с изданием «Апостроф» озвучила Лилия Шевцова, являющаяся российским политологом, доктором исторических наук и ведущим научным сотрудником Московского Центра Карнеги. По ее словам, экспансионизм не может полностью существовать без милитаризма. Существование России Шевцова называет циклическим – от состояния войны к миру. Да и в период состояния мира властями страны все равно велась активная подготовка к новым военным действиям. «Россия жила так, как когда-то жили ацтеки либо Спарта. В современном мире не найдешь такой цивилизации. Поэтому можно утверждать, что Россия сохраняется как уникальное государство», - считает политолог.
Лилия Шевцова убеждена, что после того, как произошел распад Советского Союза, Россия взяла так называемую паузу, пытаясь «высвободиться от прежнего, выйти из цикла милитаризма». Однако ей не удается этого сделать. По словам политолога, российский президент Владимир Путин с новой силой вернулся к милитаризму. Это старая удобная и привычная для политиков система существования государства, в которой на протяжение многих веков существовала Россия. Сейчас суть главной проблемы в том, что, начав новый этап милитаризации, России не удается проводить его в старом духе, так как отсутствуют средства. Государственный бюджет является ограниченным. «При условии, что бюджет Российского государства составляет 430 миллиардов долларов, из которых необходимо выплачивать пенсии и реализовать инициированные Владимиром Путиным социальные программы, ни о каком ранее существовавшем милитаризме не может быть и речи», - утверждает российский ученый.
Более того, Лилия Шевцова склонна считать, что для реализации милитаризма необходима консолидация общества на основе одной идеи: враг и осажденная крепость. Но в настоящее время в России количество готовых поддержать милитаризацию людей очень мало.
«Поэтому сейчас мы находимся в крайне сложной паузе, когда, с одной стороны, система не успела выйти из милитаризма, и власти решили вернуться к милитаристскому патриотизму, а с другой стороны, это, скорее всего, их последний вздох, агония милитаризма, страна уже не может милитаризоваться, не может проводить непрекращающуюся борьбу со всем миром», - отметила ученый. Она добавила, что у Кремля есть способность на осуществление фейкового милитаризма, имитирования необъявленной войны. Как раз такую войну Путин и ведет с Украиной. «Более того, - говорит политолог, - такую войну Российская Федерация хочет объявить всему цивилизационному миру».
Вместе с тем Лилия Шевцова подчеркивает, что представители российской элиты и российского общества не воспринимают милитаризацию, и поэтому она не получится.
Пионтковский: Россия проиграла Четвертую мировую войну.
Российский политолог и публицист, главный научный сотрудник Института системного анализа РАН Андрей Пионтковский убежден, что Россия уже проиграла Четвертую мировую войну со странами Запада и находится в состоянии капитуляции. Об этом он сообщил в интервью каналу SotnikTV.
«Четвертая мировая война подошла к концу. Я уже посчитал, что она продолжалась 451 день. Началась она 18 марта, с этой безумной гитлеровской речи Путина. Я не побоюсь сказать этого: гитлеровской... Все успели обратить внимание, что крымская речь Путина – это ремейк судетской гитлеровской», – заявил политолог.
Он добавил, что российские политики в своих заявлениях даже выделяли «хорошего» Гитлера, который занимался возвращением Германии исторических земель, и «плохого» Гитлера, устроившего мировую войну. С этой точки зрения Путин был «хорошим Гитлером».
«Вот с речи этого «хорошего Гитлера» началась война. А уже где-то в мае Москва потребовала перемирия... И окончательную точку, скорее всего, было поручено поставить главе Администрации российского президента Иванову. Ему пришлось подписывать капитуляцию дважды... Сначала его знаменитое выступление ночью в эфире Russia Today. Это в ту страшную ночь после получения черных меток от Financial Times», - сказал Андрей Пионтковский.
Политолог также отметил, что после этого Иванов сообщил о желании сотрудничать с Западом.
«Но до конца он не убедил, и его вынудили сделать еще одно заявление, уже на 451 день войны, как я посчитал, 21 июня текущего года. Опять же британской прессе и телевидению он буквально по слогам произнес эти согласованные формулы капитуляции «Мы Моська по сравнению с НАТО» и повлиял хвостиком перед мировой закулисой», – отметил политолог.
По убеждению Пионтковского, раньше он ожидал, что вероятность выбора Путиным варианта романтической политической смерти в конфронтации с Западом составляет не более 10-15 процентов. А сейчас этот вариант политолог оценивает, как равный нулю. «Скорее всего, окружение выбило из Путина последние остатки романтизма. То есть никакой эскалации сейчас не будет», – сделал итог Пионтковский.
21 июня руководитель Администрации президента России Сергей Иванов заявил, что военный конфликт на востоке Украины является «внутриукраинским». В то же время он отметил, что Россия оказала «серьезное влияние» на представителей самопровозглашенных республик, что заставило их «изменить свою позицию».