В Вене подходят к концу переговоры относительно ядерной программы Ирана. Тем не менее нет никакой уверенности в том, что в результате переговоров будет достигнуто нормальное соглашение. Вероятней всего, будет объявлено так называемое рамочное соглашение, поскольку по каким-то определенным пунктам стороны так и не сумеют договориться.
Поскольку податливость американских дипломатов видна просто невооруженным глазом, Иран, соответственно, требует все больших уступок в обмен на то, что сам несколько заморозит собственную ядерную программу. При этом условия сделки ухудшаются едва ли не с каждым днем. Однако о полном демонтаже данной программы речь вообще не идет. Правительство Ирана, чувствуя противоречия в западном лагере, начинает вести себя более агрессивно, и немного не хватает до ультиматумов в его стороны.
Многие, среди правительства Соединенных Штатов Америки, причем как республиканцы, так и демократы, призывают Государственный департамент придерживаться жесткой линии и не пытаться заключить сделку любой ценой. Израиль, кстати, придерживается аналогичного мнения. Тем более что именно эта страна считается наиболее уязвимой в том случае, если Иран все-таки создаст ядерное оружие.
Многие убеждены, что для американской администрации главной проблемой является желание достичь договоренности любой ценой. Причем, если президентский кабинет в следующем году займет республиканец, скорее всего, все усилия нынешнего президента США Барака Обамы попросту пойдут прахом. И, конечно же, такой вариант развития событий ни для президента, ни для кого-то другого вовсе не является тайной.
Издание Foreign Policy пишет, что для того, чтоб не допустить подобного развития ситуации, в ход пошли такие инструменты, как заключения экспертов по ядерному оружию, пацифистская риторика и многое другое. Примечательно, что именно поддержка экспертов, а также множества специалистов, работающих в области ядерных технологий, и позволила Бараку Обаме защитить проект соглашения от большинства нападок республиканцев. И это несмотря на то, что некоторые из таких заключений были подвергнуты критике, как необоснованные.
Вероятней всего, американский Белый дом попросту окажет давление на демократов в Сенате. Если даже соглашение будет достигнуто, у Сената останется еще 30 дней для его анализа. Возникает прямая и явная угроза раскола на Капитолийском холме. Судя по всему, Обама готов к этому — в конце концов, ему осталось быть президентом полтора года. Эксперты раздела «Новости Мира» журнала для деловых людей «Биржевой лидер» считают нужным отметить, что именно такого мнения придерживается Ариэль Коэн, директор Центр энергии, природных ресурсов и геополитики Института анализа глобальной безопасности и директор International Market Analysis — фирмы, специализирующейся на оценке и менеджменте политических рисков, старший эксперт Атлантического Совета.
Тем не менее, даже если большинство республиканцев все-таки проголосует против, Барак Обама все так же может рассчитывать на поддержку большинства демократов в Сенате, так что 67 голосов, необходимых для преодоления президентского вето, противники соглашения, скорее всего, не соберут. В таком случае становится практически ясен исход конфликта. Вопрос в том, к каким последствиям приведет политика, которая, как считают оппоненты, не учитывает мнение как значительного числа американских граждан, так и важнейших союзников США на Ближнем Востоке — Саудовской Аравии, стран Персидского залива и Израиля.
А для тех, кто постоянно подвергает критике данную сделку, сворачивание Ираном программы ядерных исследований на 10 лет является недостаточным, несмотря на то, что это ее главное условие. В свою очередь, Иран должен раз и навсегда прекратить военный компонент своей ядерной программы, а МАГАТЭ, в свою очередь, - быть в состоянии проверить исполнение этих условий. Необходимо также говорить о других важных пунктах, таких как снятие всех санкций сразу и невозможность их возвращения.
Несмотря на то что подписание соглашения уже весьма близко, аятолла Али Хаменеи, верховный лидер Ирана, уже заявил, что США были и остаются «главным противником». При этом, вероятней всего, Иран не собирается отказываться от своей ядерной программы, а также весьма агрессивной внешней политики в рамках данного соглашения. Более того, официальный Вашингтон последнего требования даже и не выдвигал. Напомним, что на сегодняшний день Иран практически контролирует четыре арабские столицы: Багдад, Дамаск, Бейрут и Сану, и поддерживает движение Хамас в Газе. В ядерном соглашении также нет ничего, что могло бы остановить иранскую экспансию на Ближнем Востоке.
За результатами исхода этих исторических переговоров внимательно наблюдают как союзники, так и враги США — от Пекина до Риада и от Москвы до Иерусалима. Вне зависимости от того, каким будет результат переговоров в Вене, он, несомненно, окажет огромное влияние на американскую внешнюю политику США на Ближнем Востоке, на конфликты в мусульманском мире и на баланс сил на планете.