В очередную фазу острого кризиса входят отношения «Газпрома» и Туркмении. Обвинения в отсутствии уплаты от российской компании могут негативно отразиться на имидже «Газпрома» за рубежом. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Коммерсант».
Переговоры о цене туркменского газа, который покупает «Газпром», в прошлом году прошли безуспешно, добиться снижения стоимости «голубого топлива» монополисту не удалось. В этом году «Газпром», по сути, платит за газ по своему усмотрению, приняв это решение в одностороннем порядке. В применении аналогичной стратегии «Газпром» регулярно обвиняет Украину.
В результате странных двухсторонних отношений только в этом году Ашхабад потерял около 400 миллионов долларов прибыли. Туркменское руководство обвиняет монополию в неплатежах, «Газпром», в свою очередь, угрожает судебным иском. Однако эта ситуация предусматривает серьезные репутационные риски для «Газпрома».
На протяжении многих лет стратегия российской компании на международной арене базируется на тезисе о неприкосновенности и беспрекословном исполнении контрактных обязательств. Негативное влияние на репутацию «Газпрома» конфликт может оказать уже сейчас. Сомнительно, что азиатские партнеры, которые приехали в Уфу на саммиты БРИКС и ШОС, воспримут наличие проблем с оплатой в договорных отношениях позитивно.
С начала текущего года компания «Газпром» не погашает задолженность перед ГК «Туркменгаз» за поставленный ранее природный газ из Туркмении. Сообщение такого содержания размещено на днях на правительственном портале нефтегазовой промышленности Туркмении. В сообщении отмечается также, что российский монополист «стал неплатежеспособным по своим контрактам купли-продажи природного газа в результате влияния мирового экономического кризиса и воздействия санкций, введенных мировым сообществом против России».
Как известно, из Туркмении в Россию газ поставляется еще с советских времен. После успешного распада Страны Советов «Газпром» ежегодно закупал около 80 миллиардов кубометров туркменского газа, который затем российская компания поставила в южные регионы России, в Украину и Восточную Европу. Голубое топливо, приобретаемое в Средней Азии, российское правительство даже освободило от экспортной пошлины.
С начала 2000-х годов ведется спор о стоимости газа между «Газпромом» и Туркменией, параллельно с этим объемы закупок туркменского газа российской компанией постепенно снижались. Через несколько лет ситуация стала критической, поскольку «Газпром» ввел в эксплуатацию значительные добывающие мощности на Ямале, а спрос на российский газ в Европе существенно снизился.
Реагируя на новые условия, сначала в одностороннем порядке «Газпром» снизил закупку газа у Туркмении. В апреле 2009 года на газопроводе «Средняя Азия - Центр» произошла авария, восстановить поставку после которой удалось только в январе 2010 года. Возобновлению поставок способствовало не только восстановление работоспособности трубопровода, но и согласие Туркмении снизить цену газа да 240 долларов за тысячу кубометров, а объем поставок - до 10 миллиардов кубометров ежегодно. На этих условиях поставки продолжались на протяжении 5 лет, в 2015 году «Газпром» пожелал закупить у Туркмении всего 4 миллиарда кубометров газа.
Цена как определяющий фактор.
Несколько профильных специалистов на условиях анонимности рассказали журналистам о том, что кризис в отношениях «Газпрома» и Туркмении обусловлен исключительно вопросом цены газа. Европейские экспортные цены российского монополиста существенно снизились, поэтому покупка голубого топлива у Туркмении по актуальной цене означает прямые убытки для «Газпрома». Попытки изменить ситуацию предпринимались в прошлом году, переговоры между сторонами проходили довольно активно.
Близкий к «Газпрому» источник информации сообщает, что по контракту у компании есть право на пересмотр цен в случае серьезного изменения внешних условий, однако представители Туркмении попытки диалога игнорируют. Собеседник журналиста констатирует, что компания туркменский газ оплачивает, однако в силу изменения внешней конъюнктуры «была вынуждена перейти на оплату по netback».
Этот механизм определения стоимости предусматривает выплату «Газпромом» туркменам стоимости газа в Европе с вычетом транспортных расходов. Перейти на определение цены по такой формуле российского монополиста вынудило стремление не начать работать себе в убыток. Сумму задолженности источники не указывают, однако при учете объема поставок за текущий год задолженность российской компании может достигать 300-400 миллионов долларов.
Если решение текущего спора «Газпрома» с Туркменией будет происходить в европейском арбитраже, то эта ситуация станет не только прецедентом в российско-туркменских газовых отношениях, но и серьезным ударом по российской компании. До этого времени в спорах с европейскими клиентами «Газпрому» приходилось отстаивать только позицию продавца газа, но недобросовестное поведение компании как покупателя является ударом по имиджу.
Аналитик Мария Белова отмечает, что разбирательства в арбитраже будет значить, что по одну сторону границы «Газпром» убеждает потенциальных клиентов в выгодности долгосрочных контрактов с нефтяной привязкой, а с другой стороны - снижает оплату в одностороннем порядке при покупке газа. Примечательно то, что выигрыш в арбитражном разбирательстве влечет за собой больше негативных последствий для российской компании, чем проигрыш.
Решение арбитражного суда станет одним из аргументов против монополиста в спорах с европейскими партнерами. Для заявления о ненадежности «Газпрома» туркмены выбрали очень подходящее время, когда в Уфе начинаются саммиты ШОС и БРИКС, на полях которых вопросы поставки газа, однозначно, будут обсуждаться.