Несмотря на публичную риторику высокопоставленных кремлевских чиновников, постепенно им все сложнее скрывать от общественности то, что в российско-китайских отношениях на самом деле существует огромное количество самых разнообразных проблем. Представители Лента.ру решили конкретизировать эту тему и более подробно разобраться в ее основных нюансах.
Абсолютно очевидно, что Москва решила укрепить свои отношения с Пекином сразу же после введения жестких западных санкций. Из этого следует, что, скорее всего стратегические решения в Кремле принимались в спешке или лишь из-за отсутствия альтернативы. Российским гражданам продолжают навязывать мнение о том, что Китая для них является самым дружелюбным государством. Китайские власти в своей публичной риторике пытаются высказывать абсолютно аналогичные мысли, хотя то и дело навязывают Москве свое мнение и пытаются получить максимальную пользу от сотрудничества с таким агрессивным соседом. Чем дальше эти якобы взаимовыгодные отношения между двумя странами заходят, тем очевиднее становятся настоящие желания Пекина.
Сейчас отношения России и Китая становятся все более запутанными. Уже даже в Кремле далеко не всегда могут понять запутанную логику и мотивы своих китайских партнеров, которые периодически выставляют все большее количество требований в обмен на поддержку. Россия сама себя пытается обмануть тем, что у нее есть дружба с КНР, из-за этого агрессор даже стремится к тому, чтобы его окончательно признали международным изгоем.
Представители китайской власти только того и ждут. Уже неоднократно было видно, что параллельно с очередным ухудшением российского положения появляются новые пожелания пекинской стороны. Чем меньше у России остается партнеров за рубежом, тем больше это государство подпадает под влияние Китая. В данном случае вновь можно говорить об упущенных шансах. Еще в феврале 2012 года Владимир Путин, занимающий еще пост премьер-министра, но уже готовящийся занять привычное место в Кремле, выражал уверенность в том, что России необходимо развивать отношения с Пекином. В реальности же после этого заявления продолжали существовать многочисленные ограничения в экономической сфере деятельности. Китайцы это стерпели, но теперь стали в полной мере отыгрываться.
Москва стала пересматривать свой подход к международной деятельности исключительно после развития конфликта с Украиной и вполне логичным экономическим давлением со стороны Запада. В Пекине лучше остальных понимали, что россияне теперь сами идут к ним в руки и готовы предлагать любые привилегии лишь для того чтобы чувствовать себя брошенными со всех сторон. В мае 2014 года Владимира Путин в Шанхае подписал около 40 соглашений с Поднебесной. Изначально кремлевские эксперты называли умопомрачительные суммы прибыли, которые должны будут получить россияне от сотрудничества с китайцами. Затем даже эти пропагандисты притихли, ведь стало понятно, что Москва предприняла попытку взять не качеством, а количеством. 40 соглашений лишь об этом свидетельствуют. Вновь была сделана ставка на искусственное сознание российских граждан. Если в самых разнообразных сферах деятельности даже минимально будет чувствоваться китайское присутствие, то граждане подумают, что Пекин на самом деле им серьезно помогает.
Союзник то оказался недоверчивым.
В информационном пространстве уже больше года тема российско-китайской дружбы поддерживается лишь различными разговорами и обещаниями. Логика подсказывает, что при наличии многомиллиардной перспективы, стороны должны делать все возможное для того чтобы зарабатывать эти деньги. Реальная же ситуация противоречит этому очевидному умозаключению. Москва еще и продолжает ходить по лезвию, ведь она не поддерживает Пекин в различных территориальных спорах. Это в первую очередь объясняется тем, что кремлевские власти до сих пор боятся любых международных процессов, где на первую роль выходит именно Китай. Представители данного государства как раз и пытаются указать россиянам на их место второй скрипки. Только Запад это делает эффективными современными способами экономического давления, а в Пекине стремятся к абсолютно аналогичной цели с широкой и почти искренней улыбкой. Проблем также добавляет абсолютно неэффективный российский бюрократический аппарат, который не позволяет своему государству интегрироваться в наиболее перспективные проекты.
Постепенно официальные статистические данные стали свидетельствовать о том, что все большая часть общества стала с недоверием относиться к Китаю. Дело в том, что российские подачки для своего соседа видны наглядно, а вот обратная связь за исключением абсолютно бессмысленной поддержки фактически полностью отсутствует. Об этом изначально говорили здравомыслящие западные эксперты, но россияне были слишком увлечены своим искусственным величием. Если в дальнейшем до них подобные очевидные вещи будут доходить с таким же громадным опозданием, то слово «перспектива» для такого народа будет ассоциироваться исключительно с мифически высказываниями, а вот упадок уже будет представлять собой суровую реальность. Такой итоговый результат вполне может удовлетворить высокопоставленных представителей Пекина.