Соглашение с Ираном по его ядерной программе только-только стало реальностью, а мировые компании уже готовы обсуждать с этой страной условия сотрудничества. Все потому, что Иран это не только рынок с десятками миллионов потенциальных клиентов, но и экспортер энергоносителей с впечатляющими запасами, передает издание «Биржевой лидер» со ссылкой на материал Deutsche Welle.
Новое сотрудничество с Ираном компаний из Евросоюза начнется после того, как с Ирана будут сняты санкции. Теперь после достигнутого соглашения об иранской ядерной программе, уже никто не сомневается, что ограничения будут сняты, а значит, начинается борьба за иранского потребителя и контракты на поставку энергоносителей. Уже в ближайшее воскресенье в Тегеране с визитом окажется немецкая делегация, которую возглавит вице-канцлер, министр экономики и энергетики З. Габриэль, а сопровождать его будут президент объединения торгово-промышленных палат Германии Э. Швайцер и группа крупных бизнесменов и топ-менеджеров. А на следующей неделе международную конференцию в Вене посетит иранская делегация численностью полсотни человек в составе политиков и бизнесменов. Не спят и во Франции, глава автопроизводителя Peugeot М. Пика, уже ведет достаточно интенсивные переговоры с иранской стороной. Таковы лишь отдельные примеры разворачивающейся деловой активности в отношении Ирана, возвращающегося на мировые рынки.
Известные преимущества Ирана, как добытчика и поставщика энергоресурсов, сочетаются с существующей в достаточно разнообразном представительстве промышленностью, при этом находящейся на технически устарелом уровне, что легко объясняется многолетними санкциями. Теперь же возникла реальная перспектива для проведения модернизации экономики, чтобы такая индустриализированная страна смогла войти в число крупнейших и активно развивающихся рынков. Модернизация предполагает замену промышленного оборудования, а его выпуском и экспортом занимается Германия. Именно в этой связи со стороны немецкого бизнеса есть большой интерес к Ирану в связи со снятием с него санкций. Пока эта страна только лишь замыкает пятидесятку в перечне крупнейших покупателей товаров Германии, в том числе и потому что бизнес рассчитывает на открытие иранского рынка при существующем бойкоте России. Глава отдела внешнеэкономических связей ТППГ Ф. Трайер считает, что Иран хочет модернизироваться, поэтому там есть спрос на новейшие немецкие разработки. В связи с чем, уже в течение двух лет экспорт в Иран может удвоиться до 5 млрд. евро, а в среднесрочной перспективе и превысить 10 млрд. евро.
Поддерживают прогноз и в Объединении немецкой промышленности - главной организации немецкого бизнеса. Президент ОНП У. Грилло помнит, что между странами есть традиционно хорошие деловые связи. Он отмечает, что в Иране есть молодой, хорошо образованный средний класс, стремящийся воссоединиться с мировым сообществом в политическом и экономическом плане. Грилло также особо отмечает грядущую модернизацию иранской нефтегазовой промышленности, что для немецких производителей является «большим шансом». С другой стороны - есть мнение Объединения немецких машиностроителей и производителей промоборудования. Его эксперт по Ирану К. Фридрих пока предпочитает сдержанную оценку. Он исходит из того, иранские закупки оборудования за рубежом в прошлом году были на уровне 5 млрд. евро, а в среднесрочной перспективе смогут вырасти 8 млрд. Это хорошие перспективы, «но не Эльдорадо», считает эксперт. Причина в том, что за годы санкций рынок страны смогли захватить китайские и южнокорейские компании. Китайские производители оборудования с 2005 по 2013 годы смогли увеличить долю на рынке до 36 процентов, а немецкая доля в это время сократилась до 12 процентов с 25. Теперь, если получится вернуть ее до 20 процентов - будет большой успех. Китай и Корея свои позиции отдавать не собираются, а ведь нужно учитывать вступление в конкуренцию и США.
Немцам придется конкурировать с Китаем и в области автомобилестроения. Китайским производителям и здесь удалось значительно продвинуться на иранском рынке, однако есть надежда, что с повышением присутствия на рынке таких брендов, как BMW, Mercedes-Benz, Audiпридется по вкусу среднему классу страны на фоне не слишком надежных моделей из КНР. Однако большие амбиции в этой сфере имеют и французские производители. В Иране до сих пор можно встретить немало автомобилей Peugeot и Renault. В парижских офисах уже активно работают над стратегиями возвращения на вновь открывающийся рынок. Глава Peugeot М. Пика рассказал немецкой прессе, что стремится к созданию совместного предприятия с иранской компанией Khodro, для обеспечения всей производственной цепочки - от покупки комплектующих до непосредственно производства автомобилей и торговли запчастями. Однако первоочередной задачей является наладка экспорта готовых автомобилей Peugeot в Иран, в свое время компании удавалось реализовывать там до 400 тысяч автомобилей в год.
Присматривается с вниманием к иранскому рынку и Австрия. Как заявил региональный менеджер объединения торгово-промышленных палат Австрии Х.-Й. Хёртнагель, есть надежды за пять лет увеличить экспорт в Иран до 600 млн. евро. Он отметил, что речь идет о продукции для нефтегазового сектора, дорожного и туннельного строительства, здравоохранения и автопрома. Это все то, что ранее активно приобретала Россия.