Достижение соглашения по ядерной программе Ирана прокомментировал Вячеслав Швед. Он убежден, что в этой ситуации Вашингтон и его европейские союзники переиграли Россию, об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издание для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на информационное агентство «Укринформ».
В минувший вторник ведущие мировые масс-медиа сообщили, что в столице Австрии достигнута договоренность в переговорах по ядерной программе между Ираном и шестеркой международных посредников. В результате с Тегерана будут сняты ограничительные меры, в числе которых и нефтяное эмбарго.
Долгожданную договоренность прокомментировал Вячеслав Швед, заведующий отделом истории стран Азии и Африки в «Институте всемирной истории» из структуры Национальной академии наук Украины, ранее занимавший должности в Администрации президента, аппарате СНБО и Национальном институте стратегических исследований Украины. По его мнению, венские переговоры окажут влияние на события в мире и Украине.
Комментируя ход переговоров, которые длились около 13 лет, эксперт обращает внимание на то, что отстаиванию национальных интересов через спор по поводу буквально каждой буквы и знака препинания Киеву следовало бы поучиться у переговорщиков. Очевидно, что опыт длительных переговоров, который есть у Ирана и США, пригодился бы Украине. Возможно, при наличии такого опыта целесообразность подписания Будапештского меморандума выглядела бы совсем по-другому, а последствий, с которыми пришлось столкнуться сейчас, можно было бы избежать.
Отказаться от участия в переговорах Россия не могла.
Очевидно, что снятие нефтяного эмбарго с Ирана окажет довольно декоративное влияние на Россию за счет снижения стоимости энергоносителей. Однако только рыночными механизмами интерес России в переговорах по ядерной программе Тегерана не ограничивался. На протяжении довольно длительного времени Россия воспринимала Иран как потенциального помощника для решения проблем геополитического характера на Ближнем и Среднем Востоке.
Тегеран и Москва сошлись во мнении по поводу поддержки режима Башара Асада в Сирии. На протяжении нескольких последних лет режим Асада фактически держался на «двух китах» – колоссальной военной и финансовой помощи из России и прямой военной помощи из Ирана. Несомненно, отправка в Сирию из Ирана десятков тысяч солдат регулярных войск, среди которых Корпус Стражей Исламской революции оказала режиму Асада ощутимую поддержку.
В число переговорщиков делегаты от России вынуждены были выйти, другого выхода не оставалось. Состав международных посредников формировался из 5 постоянных членов совета безопасности ООН и Германии. Учитывая сложную ситуацию, в которой оказалась Россия после достижение консенсуса в переговорном процессе, можно допустить, что участники переговоров надеялись на их безуспешность.
В переговорном процессе мировое сообщество загнал Россию в ловушку – Швед.
В Москве прекрасно понимают, что после успешного завершения переговоров, Иран получит право увеличить объемы нефти, экспортируемые на мировой рынок более чем вдвое. Вслед за выходом на рынок иранской нефти уровень предложения неизбежно возрастет, что приведет к существенному снижению ценовых показателей на «черное золото».
В настоящее время эксперт в подавляющем большинстве придерживается мнения о том, что стоимость нефти в обозримом будущем снизится. Споры между аналитиками ведутся только относительно показателя, к которому в результате движения в негативном тренде опустится стоимость барреля нефти.
Высокой популярностью среди экспертов пользуется ценовая отметка 40 долларов за баррель. Есть аналитики, которые более вероятной называют цену 30 долларов за единицу поставки. Учитывая то, что российский бюджет удалось с трудом и большим дефицитом согласовать при показателе цены нефти 60 долларов, оснований для оптимизма в Кремле быть не должно. Аналитики компании TurboForex констатируют, что в рамках торгов четверга нефть марки Brent торгуется возле метки 57 долларов за баррель.
Швед убежден, что в Иране Вашингтон и союзники Россию переиграли, заманив в Москву в своеобразную западню. У США появилась возможность разорвать тесную связь Ирана и России, как единомышленников в вопросе ситуации на Ближнем и Среднем Востоке. На иранский рынок мечтают вернуться компании из Америки и европейских стран, от санкций, действующих против Ирана столь длительное время, предприятия из США и Европы несут убытки.
Значение договоренностей по ядерной программе Ирана для Украины.
Заключение результирующего договора четко продемонстрирует действенность ограничительных мер, которые вводит мировое сообщество в отношении стран, нарушающих международный порядок. Пример Ирана показал, что санкции в случае, если страны выступают согласованно, действуют эффективно.
Второй важный для Киева вывод заключается в апрельском интервью Барака Обамы. Среди прочего американский президент заявил о том, что нерешенные проблемы внутри арабского мира представляют собой более серьезную угрозу, чем иранская ядерная программа. Этот же принцип можно применить по отношению к Украине, где внутренний фронт (борьба с коррупцией, реализация структурных реформ) не менее важен, чем противостояние на Донбассе.