Журналисты издания «Крым.Реалии отмечают не менее трех этапов, которые прошли с момента незаконной аннексии Россией полуострова, и в ходе которых россияне успели «похозяйничать» в Крыму. Эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» решили выяснить, что это за этапы и как они повлияли на повседневную жизнь обычных жителей полуострова.
Экспансия Москвы в Крыму.
По версии издания «Крым.Реалии», условно первый этап можно назвать «Витрина России». Не успели «вежливые люди» немного отойти в сторону с улиц населенных пунктов полуострова, как тут же начали появляться такие себе важные персоны, у которых вид очень сильно напоминает знатоков. Так, одна персона с важным видом на набережной в Ялте могла бы сказать, что у нее в правительстве есть очень хорошие знакомые, и которая была убеждена, что для России Крым теперь будет ни чем иным, как вопросом чести. «Из вас сделают витрину, образец. Вы видели, как Сочи подготовили к Олимпиаде? Так вот у вас будет лучше», – часто заявляли россияне в Крыму.
Средства массовой информации также стремились распространить аналогичные заявления. Жителям Крыма ничего другого, как внимательно слушать, не оставалось. Безусловно, у них таилась надежда на то, что вот к ним придет добрый хозяин, которому удастся навести порядок. На полуострове надеялись, что дороги будут отремонтированы, за медицину не надо будет платить, а правила станут такими, как и во всей России – пускай жесткими, зато честными.
Почва для таких месседжей оказалась очень благоприятной. Главными чертами крымского человека была постоянная туга за традициями и порядками Советского Союза, склонность к патернализму и обычная южная расслабленность. Так что нет совершенно никакой странности в том, что на первом этапе реализация романтической мечты о новой жизни, к которой не надо вообще прикладывать никаких усилий, могла показаться до такой степени заманчивой.
Название второго этапа - «Не все сразу. Или просто нужно подождать». Примерно к лету минувшего года, столкнувшись с первыми прелестями Российской бюрократии, которые не оправдали ожиданий курортным сезоном и не прекращающимся ростом цен, обыватель начал подозревать – что-то идет не так. В таком случае можно было найти рациональное объяснение происходящему. По традиции, в данном случае помогли средства массовой информации, которые распространили идею, что самые серьезные изменения не могут никогда пройти гладко, и вот любые неудачи можно было списать на трудности переходного периода. Жители Крыма, которые жили надеждой на будущее, подхватили этот тезис на ура – он был крайне удобным в объяснении какого-либо происходящего беспорядка.
Примерно после новогодних праздников начался третий этап. В частности, этому способствовало то, что все принятые в РФ нормы и правила заработали в полную мощь, а крымская власть заявила, что переходный период окончательно и успешно пройден. Но что же произошло на самом деле? Вместо множества льгот для малого бизнеса появились еще более жесткие ограничения и беспощадная бюрократическая машина. Вместо хороших дорог – ямы поглубже украинских. Вместо качественной бесплатной медицины – огромные очереди в больницах. Вместо роста социальных стандартов – одни из наиболее высоких в России цен и едва не самые низкие зарплаты. Вместо огромных частных инвестиций – уход из полуострова украинских компаний и полное игнорирование Крыма крупным российским капиталом.
Не менее очевидным стало и то, что инициированные грандиозные инфраструктурные проекты, по крайней мере, буксуют. Даже на тех направлениях, где деньги не смотря ни на что выделяют, они со всей активностью разворовываются чиновниками на местах. В социальных сетях уже во всю распространяется недовольство из-за коррупции и управленческого идиотизма. Чтобы по крайней мере снизить градус возмущения происходящим, была осуществлена косметическая чистка рядов власти Крыма, которая вылилась в несколько громких увольнений и арестов. Но кардинально такие полумеры, конечно, ничего не изменили.
В целом граждан Крыма можно разделить на три части. У первых еще не пропала надежда, что просто нужно подождать немного дольше и со всей активностью ищут виноватых. Кстати, перечень виновных при этом хорошо известен – Украина и бандеровцы, Обама и санкции, Меркель, потому что немка, а от немецкой женщины вообще нельзя ждать чего-то хорошего. Наиболее понятливые новопатриоты России уже смирились с новой реальностью и просто стремятся адаптироваться. Для тех же, кто с самого начала не принял аннексию, ничего странного в том, что происходит, нет. Выбор остается открытым – уезжать или тоже приспосабливаться.
В то же время парадокс Крыма состоит в том, что неоправдавшиеся надежды для голосовавших на «референдум» крымчан не являются доказательством того, что их выбор был неправильным. В массовом сознании четко работает установка – если бы не Путин, у нас была бы война. Поскольку в Украине дела еще намного хуже, поэтому – надо быть благодарным по крайней мере за то, что живем в мире и не голодаем. Безусловно, российская пропаганда работает четко и мощно. Но, говоря по правде, и сама Украина не сделала достаточно много, чтобы улучшить коммуникацию с Крымом. Хотя бы с наиболее лояльной его частью.