То, как резко меняется направление в мировой политике, иногда способно поставить в тупик. Всего несколько лет назад кремлевские власти пытались заигрывать с Евросоюзом, и вот в настоящий момент Путин уже уверяет всех в том, что главная цель России – кооперация с Китайской Народной Республикой. Обращает на себя внимание то, что в ходе проведения сразу двух съездов (БРИКС и Шанхайская организация сотрудничества) происходит несомненный поворот в восточном направлении. Помимо того, предпринимаются попытки относительно создания цивилизационной парадигмы, способной сменить доминирующую сейчас западную. «И все маститые «эксперты» и «аналитики», еще недавно прочившие большое будущее российско-европейскому сотрудничеству, теперь столь же экстатично рассказывают о том, что будущее России только в содружестве с Востоком», - пишет известная российская оппозиционерка, проживающая в Лондоне, Лилия Шевцова.
В этой связи она отмечает, что, несомненно, государства имеют право менять свои политические предпочтения в плане вектора развития и также могут вступать в новые союзы в том случае, если не видят перспективы в пребывании в старых. В то же время Путин всеми силами показывает, что российский поворот в сторону Азии – это не просто политический союз, это смена самоидентификации России с европейской на евразийскую. Практически из этого можно сделать вывод, что происходит уничтожение европейских культурологических признаков в сознании российского народа и перевод общества в состояние, в котором оно цивилизационно пребывало в допетровскую эпоху.
По мнению Шевцовой, те доводы, которые озвучиваются в попытке оправдать поворот России в сторону Азии, выглядят незрелыми или неправдивыми. Она не верит в то, что это происходит на самом деле, и склоняется к мысли, что мировое сообщество просто разыгрывают. При этом эксперт уверена в том, что обе страны прекрасно понимают, что все происходящее является блефом.
В числе прочего Шевцова указывает на то, что новый союз ознаменовался подписанием множества различных соглашений, все это также сопровождалось подчеркнутым дружелюбием российского и китайского лидеров в ходе празднования семидесятилетия победы в Великой Отечественной войне. Не следует сбрасывать со счетов и совместные военные маневры, которые проходили на востоке Средиземного моря. В числе прочего, озвучивались намерения относительно объединения Евразийского союза с китайским проектом «Шелковый путь». «Чего только стоит фантастический 400-миллиардный газовый контракт», - напоминает Шевцова. «И несмотря на то что все это выглядит весьма правдоподобным в плане создания новейшего сверхмощного союза, способного сместить центры силы на другой континент, это выглядит сомнительным», - уверена Шевцова.
Вглядываясь в будущее мировой политики, г-жа Шевцова уверенно вещает о том, что ей не кажется убедительным аргументом, объясняющим создание союза, общее желание стран сдержать Соединенные Штаты. Она, правда, признает, что ни Россия, ни Китай никогда не пылали особой нежностью к США. Но эксперт не может поверить в то, что именно в тот момент, когда Америка вынуждена окопаться, и ее тяготит множество начатых, но так и не завершенных конфликтов, а Обама сейчас слишком поглощен проблемами и не имеет возможности реализовать свои геополитические амбиции, согласно законам геополитики, и необходимо нанести удар. Все это кажется Шевцовой маловероятным и притворным.
Агрессивность объединяет Китай и Россию – Шевцова.
«В числе прочего, - уверена Шевцова, - сомнительно, чтобы Пекин имел желание повредить своим отношениям с Америкой и потерять доступ к ее рынкам».
Г-жа Шевцова не желает ответить на вопрос, для чего Китай решил ввязаться в эту кремлевскую игру. Она признает, что не является экспертом в ориенталистике. Однако, по ее мнению, сейчас КНР просто разрешает России себя «охмурять». Но более всего эксперта мучает вопрос, для чего Москва, активный партнер, затеяла эту игру? По мнению Шевцовой, такой союз является совершенно противоестественным как с политической, так и с исторической и даже с психологической точек зрения. По ее словам, такое партнерство может обернуться для Путина удавкой на шее.
В этой связи Шевцова вспоминает о том, что Китай совершенно точно не забыл все те обиды, которые были нанесены ему Российской империей. Ведь в свое время эта страна лишилась земель Внешней Маньчжурии. Однозначно, главная идея китайских властей - вернуть все свои территории.
Кроме того, по мнению г-жи Шевцовой, немаловажно то, что обе страны пребывают в разных стадиях развития. Россия сейчас падает в пропасть с «разорванной в клочья экономикой», а у путинского режима, несомненно, уже наступила агония, в результате которой страна скатится в хаос и анархию. Китай, совсем наоборот, продолжает свое блистательное восхождение на вершину мирового лидерства. При таком раскладе более сильный партнер, однозначно, попытается воспользоваться более слабым.
Как показало г-же Шевцовой присоединение Крымского полуострова к России и военные действия против киевских властей, Путин решил пойти по пути игнорирования международной нормативной базы и осмелился начать вести борьбу за то, чтобы получить собственный ареал влияния. Китайские начинания, посвященные возврату под свою юрисдикцию островов Южно-Китайского моря и нарушение неприкосновенности территориальных вод Вьетнама, демонстрируют, что Пекин и Москва задумали одно и то же.