Глава Еврогруппы Д. Туск стал тем человеком, кто спас переговоры, которые проходили о судьбе Греции в минувшие выходные. По признанию самого Туска, стороны переговоров готовы были их прекратить, имея разногласия в оценках всего на 2,5 млрд. долларов, передает издание «Биржевой лидер».
Как рассказал Туск во время разговора с агентством Reuters, катастрофа в переговорах с Грецией была близка во время спора между премьером Греции Ципрасом и канцлером ФРГ А. Меркель. Торг шел о размере греческого приватизационного фонда, создание которого потребовали кредиторы для гарантии проведения греческих реформ. Это было одним из условий предоставления нового пакета помощи Греции. Разница в оценках Меркель и Ципраса составляла 2,5 млрд. долларов, когда ранним утром в понедельник они попросили о перерыве.
По словам Туска, в этот момент он понял, что переговоры заканчиваются провалом. Тогда он заявил переговорщикам, что в случае срыва переговоров он будет вынужден объявить, что Европа оказалась на грани катастрофы по такому малому расхождению в оценках. Туск также отметил, что цель переговоров заключалась в поиске путей помощи Греции, а в результате стороны обсуждали средние и долгосрочные перспективы греческого кризиса.
Ранее Financial Times сообщала, что Туск выступил в роли спасателя переговоров. По информации издания, в тот момент, когда переговоры оказались в тупике, глава Евросовета обратился к уходящим Ципрасу и Меркель, и сказал, что им ни в коем случае нельзя покидать встречу.
Кредиторы потребовали от Афин создать специальный фонд для приватизации государственных активов, куда следовало передать ценные объекты госсобственности. Греция по итогам переговоров согласилась наполнить его активами стоимостью 50 млрд. евро и отдать фонд под управление кредиторов. В самой Греции такое предложение изначально вызвало отрицательную реакцию, оно даже было названо «унизительным». Однако после того, как Грецией неделей раньше были отвергнуты предложения по реформированию экономики и запуску программы экономии, страна оказалась на грани дефолта и коллапса банковской системы. Афины предложили свою программу реформ, которая в целом повторяла предложение кредиторов и попросила в ответ значительную финансовую помощь.
Во время обсуждения в прошлые выходные этих предложений греческой стороне пришлось столкнуться с жесткой позицией лидеров Еврогруппы, тон в которой задавала Германия. Немецкие представители были скептично настроены относительно наличия у греков воли к проведению глубоких и всеобъемлющих реформ. В результате от Греции потребовали дополнительных гарантий, в числе которых и был фонд госактивов. Только утром понедельника многочасовые переговоры завершились подписанием соглашения. Греции пришлось согласиться со многими условиями, но получить гарантии финансирования в объеме 86 млрд. евро на три года. В Греции многие неодобрительно встретили результаты переговоров. В правящей партии СИРИЗА большинство членов ЦК и в частности два министра правительства были против подписанного соглашения. Там напомнили, что греческие граждане на референдуме большинством голосов выступили против соглашения с кредиторами. Однопартийцы Ципраса заявили, что соглашение противоречит принципам левой партии и интересам рабочих.
МВФ предупреждает: еще не все закончилось.
Тем временем в МВФ предположили, что расходы ЕС по спасению Греции в итоге будут значительно выше утвержденных в соглашении и потребуются другие значительные шаги для преодоления греческих проблем, в частности списание значительной части госдолга. Об этом говорится в распространенном МВФ отчете по результатам анализа экономической ситуации в Греции.
Греция в скором времени не сможет обслуживать свои долги и помочь можно будет только через облегчение долговых обязательств, и эти объемы должны быть значительно больше, чем рассчитали в Европе. В течение двух лет, по оценке МВФ, долг Греции будет равен 200 процентам ВВП. Для спасения ситуации и восстановления экономики МВФ предложил свой вариант, согласно которому, следует ввести льготный период на 30 лет по обслуживанию всех европейских долгов и в том числе кредитов. По другому варианту следует списать большую часть долга Греции. Евросоюзу придется определиться по этому вопросу.
Однако лидеры Еврогруппы ранее не раз четко давали понять, что они категорически против списания части долга Греции, хотя она просила об этом и, судя по всему, надеялась именно таким путем решать проблему обслуживания долга, а не проводить тяжелые для граждан реформы и значительно экономить. Еще одним вариантом облегчения жизни для еврозоны мог бы стать вывод из ее состава Греции на период пока она приведет свою экономику в порядок. Это в частности предлагали некоторые немецкие чиновники, не веря в то, что греческой экономике можно помочь одними финансовыми вливаниями и экономией. Как известно, не верит в утвержденные соглашения и сам Ципрас. Уже по возвращении на родину с новым соглашением, он откровенно признался, что был вынужден подписать бумаги, но сам при этом признает «ответственность за ошибки и за то, что подписал соглашение», в которое не верит. После таких слов у европейских чиновников по идее должна пропасть последняя вера в решимость Греции провести реформы. Остается вопрос: как при этом они смогут одобрить в своих парламентах предоставление Греции миллиардных средств «помощи»?