После громких дебатов ВРУ поддержала весь президентский проект разных изменений в украинскую Конституцию, его направив на рассмотрение Конституционным судом. В ответ на это в России заявили, что эта редакция не отвечает Минским соглашениям. Путин собрал даже Совбез, чтобы обсудить официально принятые парламентом соседней страны поправки в Конституцию. Вероятно, в Москве ожидали внесения неких изменений в обновленной Основной закон, норм именно прямого действия по части спецстатуса Донбасса, а не т. н. «отсылочную норму» к соответствующего рода закону. Об этом заявляет политтехнолог А. Золотарев.
Как хорошо известно, документ, непосредственно к которому отсылают разные переходные положения украинской Конституции, в парламенте можно изменить обыкновенным большинством, чего никак не скажешь о Конституции. Надежды, которые Москва теплила касательно конституционной реформы в непокорной Украине, похоронены. Сами стороны конфликта продолжают имитировать выполнение подписанных ранее соглашений. Единственный пункт, привязанный к установленной дате выполнения – обширная конституционная реформа, поставившая государство в явно парадоксальное положение. Например, одна сторона нынешнего конфликта обязательствами связана условно, а Украина до конца года должна изменить собственный Основной закон.
Остающийся осадок дает основания говорить, что украинская госвласть пошла на явную политическую капитуляцию. Есть причины опасаться ползучей легитимации ДНР и ЛНР, и даже получения ими настоящей политической субъектности, чего добивается Россия.
Такой прецедент является миной замедленного действия. Как тогда быть с иными регионами страны? Получается, что достаточно устроить мятеж, за поддержкой обратиться к внешней стороне, и для себя получить особенные полномочия. Но надежды Москвы в той версии Конституции, что была недавно направлена в Конституционный Суд, никак не оправдались. Там, видимо, рассчитывали на большее.
А. Золотарев говорит, что те, кто кричат, что «все вообще пропало», преувеличивают. Хотя важно признать, что официально принимая такие решения, Украина просто теряет свою внешнеполитическую субъектность. Это позволяет говорить, что страна оказалась под большим внешним управлением, учитывая присутствие В. Нуланд и евродипломатов на голосовании в ВРУ по Конституции. «Это весьма четкий аргумент», - заявляет политтехнолог.
В свою очередь, пресс-секретарь Путина Д. Песков заявил, что Россия не уверена в соответствии принятых поправок в Конституцию Украины достигнутым Минским соглашениям, ведь законопроект не обсуждали с сепаратистами. "Много европейских столиц приветствовали накануне принятие известного закона. Это они трактовали как важный шаг именно на пути имплементации ранее достигнутых Минских договоренностей. При этом очевидно, что никоим образом этот документ не обсуждался с нынешними представителями Донецкой и Луганской областей. И здесь, конечно, вопрос серьезный, насколько это трактоваться может как действие именно в русле реализации подписанных в Беларуси договоренностей ", — заявил все тот же Песков.
Стецькив: Это уступка.
Украина – слабая страна, во главе которой – очень слабый президент, поэтому нардепы во время парламентского заседания 16 июля пели гимн Украины и читали стихотворения вместо того, чтобы активно обсуждать наиболее важный вопрос суверенитета. Такое мнение в комментариях СМИ высказал бывший депутат, координатор известного движения «Третья украинская республика» Т. Стецькив. По его личному мнению, в самом направленном на рассмотрение Конституционным судом законопроекте нет выгоды для украинской госвласти.
«Мы никакой не субъект, а скорее, объект политики. Это удел абсолютно любого президента и даже любого государства, которое выступает объектом манипуляций. Выгоды нет у нас! У нас слишком слабое государство, достаточно слабый президент, и поэтому вчера мы читали стихи в здании парламента и пели гимн вместо того, чтобы обсуждать, по сути, наиболее важный вопрос суверенитета», – отметил господин Стецькив, сообщают специалисты издания «Биржевой лидер».
Сам активист уверен, что это победой Украины нельзя называть. «Я бы воздержался от словосочетание «предательство», но это не победа. Это некая уступка перед шантажом Запада и России. Только Москва шантажирует военной силой, грубо, а Запад мягко давит. Вот и вся разница», – отметил политический деятель.
Стецькив уверен, что между Россией и США был достигнут некий геополитический размен именно по поводу Ирана, и сама же Украина оказалась одним из элементов подобного размена. «Для меня это вполне очевидно, мы просто не знаем пока что деталей», – рассказал экс-нардеп. По его словам, все подробности проявятся спустя некоторое время. «Что вообще конкретно Россия сумела выторговать за свою подпись под закрытием иранской ядерной программы? Думаю, по минимуму, особый статус Донбасса в украинской Конституции. И для этого Нуланд приехала проконтролировать голосование. А по максимуму – возвращение Украины в область влияния России», – резюмировал известный активист.
Он убежден, что «Россия минимум выторговала себе точно». «Всю Украину Путин получить не сможет, но при этом реалистично оставить ее в серой зоне между Европой и Россией», – считает Стецькив.