В прошлый понедельник в Крыму произошло 2 громких события, отмечает крымский политолог Л. Абалкин, сообщает издание «Крым.Реалии». Поначалу С. Аксенов отменил собственное распоряжение о создании спецкомиссии для защиты местных чиновников от «необоснованно возбужденных разных уголовных дел». Официально мотивация прозвучала так: «с целью исключения крайне неоднозначного толкования намерений и целей создания спецкомиссии». Казалось бы, это полный конец весьма странной игры Аксенова, свидетельство его непременного возвращения под контроль Москвы.
Но вечером того же дня состоялась ее пресс-конференция, посвященная проблематике крымской коррупции, неудачных попыток создания спецкомиссии и большому страху перед нынешними «московскими варягами», способными потеснить местных госчиновников и занять «хлебные» места в бюрократической республиканской иерархии.
На данной встрече Аксенов подчеркнул, что признает лишь одного руководителя (Путина), которому полностью доверяет. И если тот прикажет главе Крыма сменить свою должность, то так тому и быть, но пока такого сигнала не поступило чиновник имеет намерения и дальше защищать членов своей команды, невзирая на то, как вообще их деятельность оценивает Москва.
Но вот эффектно «упереться» Аксенову не получилось: Путин одобрил идею Медведева о назначении замов крымских министров именно из числа федеральных чиновников, якобы во избежание разных негативных последствий упразднения известного российского министерства по делам данного полуострова. Подобная админмера предпринята была, чтобы в республиканский кабинет ввести чиновников, вообще независимых от Аксенова, чтобы проконтролировать каждое решение местной команды. Иными словами, Сергея Аксенова де-факто взяли под очень жесткий прессинг, но только в качестве подачки разрешили и в дальнейшем поддерживать публичный образ по-настоящему «сурового начальника». То есть в крымской власти 13 июля произошел т.н. «тихий переворот».
Совсем глупые вещи.
О перипетиях разразившегося конфликта между федеральным (Москва) и местным (Крым) правительством давно известно. История довольно длинная. А вот результат этого противостояния, что воплощен в виде спецкомиссии, перечеркнут был так быстро, что Аксенову пришлось собирать огромную пресс-конференцию для того, чтобы оправдать причину личного политического проигрыша. Вместе с тем это лишь усугубило положение нынешнего главы республики. Сама пресс-конференция продемонстрировала, что он не владеет ситуацией (ведь вполне очевидно, что С. Аксенов не стал бы так просто бросаться резкими заявлениями, зная о грядущем приходе т. н. «московских варягов»).
Хорошо известно, что 8 июля, в сам день публикации официального распоряжения о создании спецкомиссии, главу Крыма даже вызвали в Москву. Уже на следующий день он отправился в Кремль, а его действующий пресс-секретарь Е. Полончук принялась уверять СМИ, что текст распоряжения из сети исчез из-за непредвиденного технического сбоя, который вскоре обязательно поправят. Но уже тогда все осознавали, что поправят не сбой, а именно позицию С. Аксенова. Высшее политическое руководство полуострова попыталось сделать неплохую мину при весьма плохой игре и стало повторять в один голос мантру, что глава республики, по сути, поступил правильно, но вот были допущены, с юридической точки зрения, погрешности. Правда, все эти метания выглядели довольно жалко.
Так, например, соратник Аксенова С. Шувайников (лидер политфракции ЛДПР в парламенте Крыма),давая комментарии стремительной отмене решения о создании комиссии, заявил, что если бы около 70% членов органа составляли депутаты, то было бы меньше юридических вопросов, сообщают специалисты издания «Биржевой лидер».
В итоге данной политической драмы сложился попросту следующий расклад. Например, с одной стороны, Путин, обладающий достаточно специфическим виденьем главных человеческих добродетелей, не желает «сливать» верного и преданного С. Аксенова, поэтому просто вуалирует его реальное отстранение от сегодняшнего непосредственного владения Крымом за разными политически корректными решениями. С совсем другой стороны, глава Кремля хорошо понимает управленческий потенциал действующего главы республики, а поэтому просто не может больше терпеть бесконечные сливы планов и проектов, а также коррупционные скандалы в более-менее важных отраслях.
Одновременно Путин учитывает мнение Д. Медведева. Заслуги российского премьера в значительной мере превышают персональные заслуги Аксенова, а поэтому можно предполагать, что именно весьма жесткая критика современного председателя российского правительства в окончательной мере растоптала все политическое будущее руководителя Крыма. Что же тогда делает сам г-н Аксенов? Вместо того, чтобы подумать о чистоте биографии, этот политик из последних сил пробует удержать в собственных руках максимально возможное количество властных рычагов. При этом сейчас Аксенову стоило бы правильно обозначить скорое «окончание 1-й вехи» российско-крымской интеграции и попросту уйти в сторону, сказав: «Все что я мог – сделал». А он продолжает возню в духе: «Я тут всех сам назначаю, и вы, федералы, мне никакой не указ», отмечает политолог Л. Абалкин.