После окончания войны в Югославии в 1995 году властям новообразовавшихся государств пришлось решать ту же проблему, что и украинской власти сегодня: как безболезненно распустить добровольческие военизированные формирования, что делать с огромной массой оружия, оставшегося в руках вернувшихся с войны солдат, как перестроить жизнь страны с военного на мирный лад.
Ветеран югославской войны, бывший инструктор полиции Руфад Башич рассказал изданию Фокус, как это сделали в Боснии.
Еще до окончания войны все добровольческие формирования были переподчинены армейскому и полицейскому руководству, поэтому такого явления, как «Правый сектор» в Украине, к концу войны в Боснии уже не было. Солдаты могли выражать свое мнение исключительно политическими методами.
Но почти каждый вернувшийся с войны солдат и доброволец прихватил «на память» какое-нибудь оружие. Мирная страна криминализировалась и превращалась в Дикий Запад: на улицах постоянно шли перестрелки, звучали взрывы. Первоначально власти Боснии давали ветеранам «спустить пар», но проблема только разрасталась. Было принято решение сформировать новую полицию, куда ветераны войны потянулись с радостью. Новую правоохранительную систему строили с нуля с помощью ЕС и США. И сами ветераны быстро поняли, что нужно учиться жить по-новому: время решения проблем с помощью оружия прошло. Власти Боснии смогли привлечь на свою сторону бывших командиров, которые пользовались авторитетом среди бойцов.
Как и в Украине сегодня, в экономике Боснии после войны были большие проблемы. Главная из них – безработица, которая толкала ветеранов в криминальные банды, особенно те, которые занимались контрабандой. Но государство сумело заинтересовать ветеранов работать легально – в первую очередь, за счет налоговых льгот.
Р. Башич признает, что ветераны сдали далеко не все оружие. Но сегодня оно припрятано в глубоких тайниках и не используется для решения политических и бытовых проблем. Но если на Боснию кто-то нападет, это оружие ветераны моментально достанут из схронов и пойдут защищать родину.