Все еще продолжаются споры по повтору вероятного последующего создания международного трибунала по сбитому год назад над Донецкой областью малайзийскому пассажирскому лайнеру. Профильные эксперты считают, что в результате создания трибунала перед правосудием вполне могут предстать крупные представители предпринимательской деятельности и даже высокопоставленные политики. При этом всем для достижения поставленных целей необходимо время.
В этой связи известный адвокат и юридический консультант Геерт-Ян Кноопс сообщил представителям издания Deutsche Welle информацию о том, что уже разработаны несколько альтернативных вариантов трибуналу. Для начала мировой общественности необходимо понимать, что трибунал по резолюции Совета Безопасности все-таки будет иметь наивысшую юридическую силу. Даже при этом всем для его создания необходимо два-три года для того чтобы уладить основные технические нюансы. В то же время уполномоченный специалист даже не сомневается в том, что Российская Федерация воспользуется любыми возможностями для того чтобы помешать представителям цивилизованного общества создать губительный для Кремля трибунал.
В сложившейся ситуации необходимо более подробно поговорить об альтернативных вариантах развития событий. В частности суд, который ранее уже был поддержан Организацией Объединенных Наций, будет иметь меньшие полномочия, нежели трибунал. В истории международных отношений есть подобные прецеденты. Подобный специализированный суд был создан по Сьерр-Леоне. Он был в свое время основан благодаря достижению консенсуса между правительством данного государства и руководством ООН. Затем по нему же была принята обязательная резолюция Совета Безопасности. В тех же Нидерландах уже более десяти лет система уголовного судопроизводства имеет специализированную палату, занимающуюся международными преступлениями. Данная палата достаточно активно работает, а также ранее уже вынесла несколько собственных важнейших решений, касающихся Афганистана, Сомали и Руанды. Соответствующая опция при необходимости может включать в себя последующее рассмотрение конкретно в апелляционном суде Гааги и в Верховном суде Нидерландов.
Международный трибунал, созданный по резолюции Совета безопасности, по мнению Геерт-Ян Кноопса, необходимо анализировать с самых разных точек зрения. Все страны имеют обязанность сотрудничать с международным судом, из-за чего можно быть на все сто процентов уверенным в том, что трибунал будет обладать наивысшими юридическими полномочиями. В результате могут наступить достаточно серьезные экономические санкции. Подобная ситуация уже проявлялась по отношению к Сербии из-за трибунала по Югославии. С другой же стороны, процедура создания трибунала, действительно, будет слишком длительной. Это как раз на руку России, которая будет еще и всячески вставлять палки в колеса представителям высокоразвитого Запада. Даже если в самое ближайшее время будет принята соответствующая резолюция, то международному сообществу все равно придется подождать несколько лет, а за этот промежуток времени ситуация может несколько раз кардинальным образом измениться.
Максимальное наказание – пожизненное заключение.
В национальных системах уголовного права практические по всей Европе за преступление, заключающееся в убийстве 298 пассажиров малайзийского лайнера, предусмотрено самое жесткое наказание в виде пожизненного заключения. Из-за этого международный трибунал не может более серьезно наказать виновных. Высокопоставленные политики и крупные предприниматели прекрасно понимают, что в случае доказательства их вины они навсегда распрощаются со свободой и со своими богатствами. Как бы кто этого ни добивался, никто не позволит снять в данном конкретном случае мораторий на смертную казнь.
Также следует понимать, что процедура наказания виновных будет не самой легкой. Российская Федерация и сейчас нарушает огромное количество норм международного права. Если Нидерланды признают виновными тех или иных представителей данного агрессивного государства, то можно предположить что Москва попросту откажется сотрудничать с Амстердамом. В этой связи возникают вопросы к тому, как именно нидерландская юридическая система доберется до международных преступников. Войну России явно никто не будет объявлять, а в Кремле понимают, что из-за санкции больше всего пострадают именно рядовые граждане, а не те же олигархи.
Следует еще знать, что международный трибунал абсолютно законно не сможет заочно производить свои слушания. Дело в том, что основные нормы международного уголовного права явно не предусматривают проведение заочных судебных заседаний. Дело в том, что в таком случае на кону стоят огромные интересы. Речь в данной ситуации идет не только о самих подсудимых, но и обо всем международном сообществе. Когда речь идет о предполагаемом самом строгом наказании, то общественность должна четко понимать, что в зале суда обязаны находиться конкретные люди, которые затем могут его понести. В заочном вынесении решения о наказании в виде пожизненного заключения, когда не ясно, столкнется ли с ним вовсе преступник, слишком мало смысла.