Иран заявил о готовности после отмены экономических санкций наладить экспорт газа в Европу в значительных объемах. «Мы стремимся стать одним из ведущих поставщиков этого топлива на мировой рынок», - сказал сегодня Амир-Хосейн Заманиния, заместитель министра нефти Ирана, во время своего выступления на форуме инвесторов в Вене.
Согласно его словам, Иран, который располагает крупнейшими в мире запасами газа, планирует до 2017 года повысить ежедневную добычу с сегодняшних 700 миллионов кубометров до 1,1 миллиарда кубометров. «В качестве перспективного рынка мы рассматриваем Европу», - отметил министр.
Напомним, подписанное 14 июля текущего года представителями Ирана и «шестерки» международных посредников соглашение по ядерной программе Тегерана предусматривает отмену санкций. Согласно мнению аналитиков, это может произойти к концу текущего года.
Во время форума в Вене Али-Акбар Камиджани, заместитель главы Центробанка Ирана, сделал заявление, что финсектор государства открыт для зарубежных инвесторов. «Банковская система Ирана обладает значительным потенциалом развития, что предоставляет возможность для налаживания сотрудничества, а также создания совместных предприятий с иностранными инвесторами. В настоящее время появились довольно хорошие перспективы для налаживания взаимодействия в данной сфере», - цитирует финансиста «Reuters».
Понадобится 5 лет.
Иран, на долю которого приходится порядка 18 процентов мировых запасов газа, может в перспективе стать одним из крупнейших экспортеров этого топлива, однако даже после снятия санкций государству понадобится не менее пяти лет для того, чтобы построить необходимые экспортные газопроводы и увеличить добычу, считают аналитики рейтингового агентства Fitch. «Существенные затраты и специальные технологии, которые необходимы для проектов по сжижению природного газа, означают, что для того, чтобы добиться значительных объемов экспорта СПГ Ирану понадобится десятилетие, а может и больше», - отмечается в сообщении Fitch.
Следует отметить, что период с 2005 по 2014 год добыча газа в Иране увеличилась почти на 70 процентов - до 173 миллиардов кубометров. Весте с тем, согласно оценкам Международного энергетического агентства, Иран в настоящее время экспортирует только порядка 9 миллиардов кубометров газа в Азербайджан, Турцию и Армению. Одновременно с этим, в государстве увеличился объем потребления газа, в связи с чем, значительная часть снова вводимых мощностей на протяжении следующих нескольких лет продолжит обслуживать внутренний рынок.
Крупнейшими газовыми проектами в государстве являются месторождения Северный и Южный Парс. Однако в связи с международными санкциями эти и иные экспортоориентированные проекты испытывают огромные задержки, поскольку большинство зарубежных нефтяных компаний прекратили с Ираном работать.
Иран также собирается запустить целый ряд экспортных газопроводов после того, как будут сняты международные санкции, к примеру, трубопровод IGAT-9 для транспортировки газа с Южного Парса через Турцию в Европу. Помимо этого, есть вариант наращивания пропускной способности газопроводов TAP и TANAP, чтобы принять иранский газ при помощи одной либо нескольких газокомпрессорных станций.
«Согласно нашим оценкам, на такого рода строительство, а также на увеличение добычи газа в Иране может уйти несколько лет. Поэтому крупным экспортером газа Иран может стать не ранее конца этого десятилетия. Что касается развития мощностей СПГ, то оно более дорогостоящее, и, скорее всего, займет больше времени. Мы не ожидаем, что Иран сможет экспортировать значительные объемы СПГ раньше середины 2020-х годов», - отмечают аналитики Fitch.
Напомним, Иран заявил о готовности после отмены санкций наладить экспорт газа в Европу в значительных объемах.
Можно ускорить за счет «Турецкого потока».
После снятия санкций Иран мог бы использовать газопровод «Турецкий поток», который будет строить Российская Федерация, для поставок своего газа в Европу, если данный маршрут в Тегеране сочтут самым подходящим. Такое заявление сделал Азизоллах Рамазани, директор по международным связям Иранской национальной газовой компании (NIGC). Согласно его словам, «возможны общие поля деятельности, к примеру, в сфере газопроводов». Можно также делиться технологиями и опытом, к примеру, в области транспортировки газа можно обменяться информацией относительно системы передачи и мониторинга. «А в перспективе, возможно, российские газопроводы в Европу и иранские газопроводы в Европу могут объединиться, вместе поставляя газ в Европу», - сказал Рамазани на международном газовом конгрессе.
При этом, следует отметить, что никаких переговоров по данному вопросу пока не велось. «Начать переговоры - это хорошая идея», - сказал Рамазани.
Как вариант присоединения он назвал использование турецкой части газопровода или отрезка, расположенного в Черном море. «Либо в Черном море, к примеру, Иран идет через Турцию, чтобы присоединиться к турецкому газопроводу», - сказал Рамазани. Также он добавил, что могут рассматриваться и другие маршруты. «Однако лучшим маршрутом, на мой взгляд, является указанный проект - в Турции», - подчеркнул он.