В последнее время начинают понижать тон такие радикальные официальные американские лица, как командующий всем Корпусом морской пехоты Дж. Данфорд. "Это он заявил, что Россия сейчас представляет огромную угрозу нацбезопасности США, что вызвало протест со стороны Кремля, дискредитацию Госдепа и Белого дома", - пишет мексиканская La Jornada. М. Мазар, политолог исследовательского центра RAND, в свою очередь, предупреждает об очередном опасном периоде массового ядерного противостояния между США и РФ при переходе от двухполярного мира именно к многополярному. З. Бжезинский, экс-советник по вопросам нацбезопасности при Картере, приветствует взаимодействие РФ, США и Китая, благодаря которому все же удалось решить ядерную проблему Ирана.
В принципе, Бжезинский допускает саму возможность возникновения новой "Большой тройки", хотя предпочитает "Большую двойку" с КНР, направленную против Москвы, при этом понимая, что это невозможно. Даже Л. Гелб, председатель Совета по международным отношениям США (CFR), выступает с инициативой создания двойки США- Россия. Его предложение звучит привлекательно для Европы: не упоминая о явной неприязни к Китаю, оно сейчас способствует разрядке напряженности между двумя основными ядерными державами.
Гелб цитирует Дж. Кеннана. На закате своей жизни именитый дипломат вскрыл ошибки, которые допустили США, Россию целенаправленно загоняя в угол: "В 1997 году Кеннан предупреждал, что политика массового приближения НАТО к российским границам может спровоцировать усиление националистических, воинственных, а также антизападных настроений Москвы; повернуть вспять развитие всей демократии в этой стране; возродить атмосферу пресловутой "холодной войны" в дипломатических отношениях".
Гелб также приводит слова 3-х американских послов в Москве, напрямую указывающих, что сами по себе санкционные и оборонительные меры на Россию не окажут желаемого воздействия. Поэтому нет смысла рассчитывать, что Запад от России сумеет добиться сотрудничества и сдержанности, не рассматривая ее в роли сверхдержавы, имеющей собственные интересы, а особенно по периметру границ. Т. н. "разрядка плюс" признает широчайший спектр пересекающихся и общих интересов, которые способствовать могли бы решению проблем РФ и США.
Гелб не говорит в открытую об этом, но его две фразы очень многозначительны и рассматриваться могут как намек непосредственно на "Большую двойку" Вашингтон — Москва, которая разделить могла бы погибающее пространство Европы и стать противовесом явно набирающей силу КНР. Если и есть ход, способный предотвратить надвигающийся всемирный кризис, то это объединение мощи Вашингтона и Москвы.
Эксперты говорят, что отношения с Пекином будут очень непростыми, ведь сближение США и России непременно вызовет раздражение КНР. Но тут ничего не поделаешь. К тому же такое сближение благотворно может сказаться на Китае, ведь и Россия, и США поспособствуют росту его военной и экономической мощи, и не будет совсем ничего плохого в том, что Пекин Москву и Вашингтон станет рассматривать в роли противовеса.
В итоге в обозримом будущем интересы Кремля и Белого дома совпадают в большей степени, нежели каждой из этих стран и КНР.
Россия и США против Китая?
Что способны предложить Штаты России, если партнерство, а то и сам стратегический союз между Пекином и Москвой примут необратимый характер, о чем заявлено было на двух важнейших политических форумах, проходивших на высшем уровне в городе Уфе? Имеет ли вообще смысл для США отдавать РФ, полноценной сверхдержаве, существенную часть Европы в обмен на полное свертывание ее отношений с соседним Китаем? "Об этом пишет La Jornada", - сообщают специалисты издания "Биржевой лидер".
Даже авторитетное агентство Stratfor указывает на особую важность начала именно регулярных 2-сторонних консультаций между Штатами и Россией, при этом не принимая во внимание явно ослабевшую Европу непосредственно в качестве ответного шага за усилия Кремля по разрешению ядерной проблемы Тегерана. Л. Гелб выступил с инициативой абсолютной разрядки во время между двумя встречами на наивысшем уровне в Уфе и официальной скорой встречей между Си Цзиньпином и Обамой.
Российское информагентство Sputnik распространило недавно предложение о спаде активности России и НАТО на всем пространстве между Балтийским и Черным морями, что послужить могло бы началом формирования на европейском континенте региональной G-2.
США сами себя изолировали, бросив Россию в объятия соседнего Китая, а теперь отчаянно пытаются исправить данную ошибку с помощью ослабления существующих евразийских связей РФ и Китая. Обама пробует создать им утраченную G-2, будь то с РФ против Китая (за что сейчас выступают Гелб и CFR), будь то с КНР против России (позиция З. Бжезинского).
Не впадая в манихейство, на нынешнем этапе развития мира (после аннексии Крыма РФ), не умаляя роли таких игроков, как Индия и Европа, человечество тяготеет, скорее, к "Большой тройке". В данной новой конфигурации России, США и Китаю искать придется пути сближения собственных позиций за столом переговоров, при этом уважая сферы влияния лично друг друга, а иначе другим решением может стать настоящая термоядерная война.