На прошлой неделе ВР направила в Конституционный суд проект изменений в Основной закон. Такие изменения предусматривают децентрализацию власти на территории государства и введение особенностей местного самоуправления в Донбассе.
Данные изменения в Конституцию являются шагом в соответствии с требованиями Минских договоренностей, которые были подписаны в феврале текущего года главами стран «нормандской четверки». По мнению украинской стороны, такими действиями она демонстрирует безупречное соблюдение собственных обязательств.
Стоит понимать, что к настоящей реализации Минских соглашений и установлению мира такие движения со стороны украинского правительства вряд ли смогут привести. Одним из основных пунктов договоренностей является восстановление украинскими властями контроля над границей в зоне конфликта. Начаться такое восстановление контроля должно было в первый же день после местных выборов. Однако спустя полгода в данном направлении никакого продвижения так и не было зафиксировано.
Недавно глава МИД Украины Павел Климкин признал, что даже миссия ОБСЕ до сих пор не установила контроль на линии границы, так как террористы не допускают наблюдателей на захваченные ими территории. О каких местных выборах может идти речь в такой ситуации? Возникает ощущение, будто понимания того, как действовать дальше, нет ни у Киева, ни у Запада, который уже устал постоянно искать аргументы для Путина. По словам министра, главы дипведомств и западные лидеры «фантастически в деталях» разбираются во всех нюансах вооруженного конфликта, происходящего в Украине.
В своем интервью изданию «Главком» Павел Климкин постарался успокоить политикум и общественность, которые разделились на два лагеря после подачи в Конституционный суд проекта изменений в Конституцию: тех, кто полагает, что данные изменения необходимы, и тех, кто убежден в том, что это предательство национальных интересов.
«Донбасс не сдали ни на один процент. Логика того, что удалось согласовать, означает, что после свободных, нормальных и честных выборов в Донбассе могут быть применены особенности местного самоуправления. Если выборы не состоятся или если они пройдут таким образом, что их не примет ни с юридической, ни с политической точки зрения Украина и международное сообщество, то более никаких шагов к урегулированию ситуации не будет. В принципе, это то, чем сегодня активно спекулирует Российская Федерация. Она спекулирует собственным видением Минского процесса. Они утверждают, что сначала должны быть применены такие особенности договоренностей, как, к примеру, амнистия. А затем, неизвестно каким образом, без миссии ОБСЕ должны быть проведены местные выборы», – рассказывает Климкин.
«В действительности, – продолжает дипломат, – весь мир видит одну логику Минских соглашений, а российская сторона – совершенно другую. Что мешает приступить к реальной подготовке к выборам, пригласить Бюро демократических институтов и прав человека, сказать, что существует набор принципов, начиная от допуска масс-медиа и такого фундаментального условия, как полный допуск миссии ОБСЕ? Однако сегодня такого допуска попросту нет. Мы договорились, чтобы миссия приехала к границе, однако туда их попросту не пустили».
Выборы являются главным условием.
Со слов Павла Климкина, выборы являются главным условием для всего. «В то же время российская сторона, опять-таки, спекулирует контролем над государственной границей. Сегодня наблюдатели ОБСЕ имеют мандат для всей территории нашего государства. Кстати, мы в ходе предпоследней встречи «нормандского формата», состоявшейся в Берлине при участии министров, почти час спорили в присутствии Хайди Тальявини. Все мы считаем, что миссия ОБСЕ должна быть в полном формате. Главным образом логика заключается в том, что полный контроль и суверенитет над данным участком границы устанавливается только после определенных шагов. Наблюдателям ОБСЕ уже сегодня надо контролировать границу для того, чтобы прекратить весь происходящий бардак. Только таким образом можно остановить поток наемников, оружия и тому подобное. Затем необходимо провести выборы, получить контроль над государственной границей, и постепенно перевести весь этот процесс в нормальное русло. Если же не будет никакого контроля, в частности со стороны международного сообщества и ОБСЕ, то трудно предугадать, будут ли выборы действительно нормальными», – отметил глава МИД Украины.
Он подчеркнул, что без восстановления контроля над границей никакой стабилизации обстановки на Донбассе не будет, так как Российская Федерация будет ее постоянно дестабилизировать. «Более того, я уверен в том, что даже после восстановления контроля российская сторона продолжит дестабилизировать не только Донбасс, но и всю Украину», – добавил он.
«Такое свое поведение Россия аргументирует тем, что если контроль будет восстановлен, то жители Донбасса будут чувствовать себя в опасности. Хорошо, допустим, с теоретической точки зрения, это так, то пусть тогда ОБСЕ станет на госгранице. Или же и при ОБСЕ они будут чувствовать себя в опасности? К концу текущего года контроль над границей должен быть восстановлен, так как в ином случае никакие выборы проходить не будут», – подчеркнул Климкин.