Исходя из того, как начинался современный украинский кризис, Москва реагировала в большей мере на создавшуюся ситуацию и принимала определенные геополитические решения. Собственно внутриукраинские события к этому не имели никакого отношения, пишет американский политолог Эдвард Уокер, преподающий в Беркли.
Невзирая на сделанные Путиным заявления, в которых он рассуждает о необходимости федерализировать Украину, или его выступления, посвященные защите прав русскоязычных украинцев от «киевских фашистов», на самом деле, эти темы волнуют российские власти только в той мере, в какой они способны будут повлиять на направление интеграционных процессов Украины и на геополитику РФ.
По мнению американского политолога, Украина все еще остается основным объектом для реализации планов Москвы, задачей которых является создание Евразийского сообщества, способного влиять на мировую обстановку, в ситуации, когда мир утрачивает однополярный вектор. Но что в этой ситуации наиболее опасно для США – это то, что Путин продолжает мешать западным странам и их оборонному блоку, обеспечивать себе как политическое, так и экономическое преимущество на территориях, занимаемых республиками, ранее состоявшими в СССР.
Из этого Эдвард Уокер делает вывод, что всякий кому придет в голову идея попробовать спрогнозировать то, что собирается сделать Путин в ближайшее время в Украине, должен брать к сведению эту его основную геополитическую цель. Совершенно понятно, что в анализе необходимо учесть, что именно, российские политические деятели намереваются предпринять, и каким образом Украину могут использовать различные внешние игроки, для того, чтобы повлиять на ситуацию.
По мнению Эдварда Уокера, Кремль должен был прийти к определенным и очевидным итогам.
Во-первых, кризис в Украине серьезно обострил и без того непростые отношения между Североатлантическим альянсом и Российской Федерацией.
Во-вторых, приближение некоторых боевых подразделений НАТО ближе к восточным границам, вместе с увеличением уровня взаимодействия в оборонной плоскости с некоторыми скандинавскими странами, Украиной, Грузией и даже с Молдовой, могут представлять теоретически определенную угрозу безопасности России.
В-третьих, несмотря на то что Россия может преодолеть кризисные последствия уже в конце года, на протяжении следующих нескольких лет ВВП возрастать станет невысокими темпами, а это значит, что увеличить военные ассигнования Кремлю будет нелегко.
В-четвертых, если экономическое развитие России замедлится на продолжительный срок, в стране, несомненно, начнутся социальные бунты, над подготовкой которых активно трудятся определенные силы внутри страны. Запад этим обязательно воспользуется.
В-пятых, то, что Россия приступила к реализации планов на более тесную кооперацию со странами БРИКС и Китаем, или создаваемые ею союзы с настроенными против западного мира странами окажут помощь России через, возможно, десяток лет, но они не будут способны решить проблему североатлантической угрозы.
И наконец, в-шестых, Путин в любом случае сделает все, что бы сохранить преимущество, на западных рубежах России, за собой.
Для того чтобы стало понятнее, Эдвард Уокер поясняет, что основной проблемой безопасности для России, по мнению Путина является оборонный блок запада, а вовсе не украинская власть или ВСУ. Совершенно очевидно, что такой вопрос нельзя решить усилением связей с КНР и прочими участниками БРИКС.
Планы Путина.
Эдвард Уокер полагает, что у Путина есть пять вариантов в создавшейся ситуации.
Во-первых, он может сосредоточиться на обороне. С этой целью он сфокусируется на обеспечении надлежащего уровня безопасности, как за пределами, так и внутри страны, что приведет к большему уровню преследования альтернативно мыслящих людей, и к наращиванию оборонного потенциала. Кроме увеличения трат на военный сектор, параллельно произойдет наращивание как тактических, так и стратегических ядерных арсеналов, крупные войсковые группы будут перебазированы на запад страны, и вероятно в Беларусь. Помимо прочего, Кремль будет культивировать в своих гражданах ненависть к странам НАТО, и, исходя из этого, опасностью войны будет оправдывать снижение уровня жизни в РФ.
Во-вторых, Путин будет пытаться внести раздор между западными странами постарается ослабить их как экономически, так и политически. Если Кремль решит действовать в этом направлении он должен будет заставить жителей Европы по настоящему испугаться возможности конфликта России с НАТО. Кроме того, Москва может использовать относительное затишье на Донбассе. Как бы там ни было, Москва вынуждена будет серьезно поддерживать антизападные процессы, сейчас начавшиеся в Европейском Союзе, которые в перспективе могут серьезно помешать движению альянса в восточном направлении.
В-третьих, Путин может попытаться ослабить западный мир, разжигая конфликты. Таким образом, ему будет выгодно противопоставить «голубиные» и «ястребиные» фракции оборонного блока, и здесь особенно важно будет вбить клин между США и странами Западной Европы.
В-четвертых, применяя дипломатию, Путин может заключить многосекторное соглашение с западом посвященное гарантиям безопасности. В этом случае предварительно нужно будет подписать множество договоров, ограничивающих распространение вооружений, аналогичных действовавшим между США и СССР в прошлом веке.
И наконец, в-пятых, Кремль может нанести превентивный удар по балтийским странам. Впрочем, последнее выглядит наиболее сомнительно.