Позиция российской стороны в Совбезе ООН по созданию международного трибунала в связи с расследованием крушения малайзийского «Боинга» формировалась исходя из недопущения возможного привлечения к ответственности президента РФ Путина, считает российский политолог А. Пионтковский. Об этом он сообщил «Апострофу» в специальном комментарии, передает издание «Биржевой лидер».
Россия намеренно наложила вето на резолюцию Совбеза ООН по сбитому «Боингу», потому что расследование всех деталей преступления грозило в итоге вылиться в тюремный срок для российского лидера, считает Пионтковский. Он напомнил, что Чуркин после позорного голосования не зря оговорился, как «по Фрейду», произнеся «безнаказанность наступит для тех, кто совершил это преступление». Угрозу для Путина политолог видит в расследовании, которое провел бы трибунал. С большой вероятностью оно установило бы, что «Боинг» в Донбассе был сбит российскими военнослужащими и тогда в числе подозреваемых нашлось бы место и для Путина. Ему грозил продолжительный срок или даже пожизненное заключение. Отсюда следует настойчивое сопротивление Москвы, потому что расследование международного трибунала, созданного Совбезом ООН, предполагает, что все страны ООН обязаны выдать всех причастных к преступлению — и рядовых и главу государства.
Другим поводом для создания трибунала может стать решение Генассамблеи ООН, она соберется на сессию в сентябре. Для принятия решения достаточно двух третей голосов членов ООН. Политолог не сомневается, что необходимое количество таких голосов будет найдено. Однако согласно уставу трибунала под эгидой Генассамблеи, обязательная выдача преступников не предусмотрена. Защита Путина от вероятной выдачи трибуналу стоила Кремлю позорной цены, причем для всей страны. Воспользовавшись правом вето, Чуркин предоставил всем сделать заключение, что Россия тем самым признала свою вину. Следователи из Нидерландов уже установили тех людей, кто непосредственно управлял российским ЗРК «Бук». Это экипаж из российских военнослужащих, их имена установлены по результатам изучения соцсетей, где они успели оставить свои отчеты. Политолог не уверен, что эти люди на данный момент живы, потому что они естественно знали, кто отдавал им приказ.
Теперь российская пропаганда подкинула еще одну «свежую» версию, она, конечно, призвана защитить российскую сторону от подозрений. Теперь вся ответственность перекладывается на безграмотность «трактористов», такую себе «обезьяну с гранатой», овладевшей пультом управления «Бука» и спутавшей «Боинг» с украинским военно-транспортным самолетом. Однако все прошедшее с момента трагедии время пропаганда уверяла россиян, что в катастрофе виновны украинцы или на худой конец США. В том, что убедили народ хорошо видно по последним опросам. Граждане в большинстве поддержали создание трибунала. Как же теперь должны недоумевать эти «телепузики» после того как Россия спасла «фашистскую хунту» от возмездия наложив вето на резолюцию Совбеза.
Пионтковский в связи с тем, что произошло в Совбезе ООН, напомнил о более чем тридцатилетнем случае, который ныне может считаться мистическим историческим фактом. Предшественник путинского режима Советский Союз в сентябре 1983 года сбил южнокорейский пассажирский самолет. Официальную версию правительства СССР первым представил на тот момент молодой пресс-секретарь советского посольства в Вашингтоне В. Чуркин. Он заявил о непричастности Союза к катастрофе, позиция коммунистического государства прозвучала так – «Самолет удалился в сторону моря». Подняв руку во время голосования против резолюции о создании трибунала, Чуркин стал второй раз в своей жизни участником громкого преступления века. Как не сомневается политолог, заслуженная награда ожидает своего героя.
Вето России не остановит правосудие.
Стороны, наиболее заинтересованные в продвижении расследования по делу о сбитом «Боинге» и наказанию всех виновных в этой трагедии, пообещали после провального голосования в Совбезе продолжить поиск вариантов реализации правосудия. Сегодня состоялось общение в телефонном режиме украинского президента с премьер-министром Нидерландов М. Рютте. В ходе разговора собеседники договорились дать поручение главам дипломатических ведомств своих государств скорейшим образом согласовать альтернативные пути реализации следствия на судебном уровне.
Для этого будет выработан план действий по созданию международной судебной институции. Кроме того, Порошенко и Рютте осудили российскую позицию, злоупотребившей правом вето, помешав тем самым процессу наказания виновных в трагедии с «Боингом». Было отмечено, что решение российской стороны стало еще одним шагом к международной изоляции Москвы.
Глава МИД Украины П. Климкин в интервью агентству AP напомнил, что основным аргументом российской делегации в Совбезе ООН стало заявление о преждевременности создания трибунала, это и стало причиной наложения вето. Климкин согласился, что окончательно результаты международного расследования будут опубликованы в октябре. Однако тогда пять стран, инициировавших резолюцию о создании международного суда, намерены снова обратиться в Совбез ООН с требованием создать трибунал. Что скажет Россия через два месяца? – задался вопросом Климкин. Он также признал, что создание международного трибунала по трагедии «Боинга» стало бы наилучшим вариантом, как с политической, так и с законодательной точек зрения.