В президентских администрациях Путина и Олланда накануне заявили о том, что вопрос относительно заблокированных «мистралей» полностью снят с повестки дня. Как утверждают сотрудники российского издания «Коммерсант», под большим секретом, французская сторона перевела на российские счета примерно 1,1 миллиарда евро. Утверждается, что российские власти боялись, что эти средства попадут под арест, в связи со спорным решением по делу ЮКОС. Уже в начале осени российские инженеры демонтируют оборудование, произведенное в РФ, после чего Франция получит суда в свое полное распоряжение.
Предположение относительно того, что Россия и Франция в ближайшее время договорятся относительно участи двух построенных в Марселе кораблей, «Коммерсант» публиковал еще в прошлом месяце. И вот, накануне, сразу из Кремля и Елисейского дворца прозвучали сообщения, что договор аннулирован. В частности, отмечалось, что во время телефонной беседы между президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и французским главой государства Франсуа Олландом было принято удовлетворяющее обе стороны решение, относительно расторжения контракта подписанного в середине лета 2011 года.
В аппарате российского лидера особо отметили, что по итогам консультаций на экспертном уровне, была достигнута договоренность о полной компенсации России всех средств, перечисленных по вышеупомянутому договору, а кроме того, о демонтаже и возврате российских узлов и прочих материалов. В настоящее время французская сторона уже вернула все деньги в полном объеме, и сразу после того, как будет демонтировано российское оснащение, корабли окажутся в ее полном распоряжении.
В результате длившаяся практически год эпопея завершилась. Как сообщалось ранее, первый раз о невозможности поставить военные суда России Олланд заявил прошлой осенью, мотивировав это решение теми действиями, которые предпринимала, по его мнению, Россия на украинском востоке. По его словам, политика РФ вредит принципам европейской безопасности. Примерно то же заявлял тогда и глава оборонного ведомства Франции - Жан-Ив Ле Дриан.
Со своей стороны, российский лидер Владимир Путин отметил, что в этом случае Парижу придется возместить в полном объеме авансовый платеж, перечисленный перед началом строительных работ. В случае несогласия российская сторона оставляла за собой право обратиться в Европейский арбитражный суд. Впрочем, власти Франции решили не доводить дело до судебного разбирательства, которое могло бы ударить по ее репутации, а просто разорвали договор «по обоюдному согласию властей обеих государств». Все время, пока продолжались переговоры, полностью готовый «Владивосток» построившая его компания DCNS надлежащим образом обслуживала, расходуя на это по 5 миллионов евро каждый месяц.
Франция еще не решила, что будет делать с кораблями.
Договоренность о расторжении соглашения перед этим парафировали правительства обеих стран: с российской стороны это было сделано заместителем председателя правительства Дмитрием Рогозиным, от французских властей присутствовал уполномоченный представитель, ведающий вопросами обороны и нацбезопасности Луи Готье. Фактически именно эти два чиновника и проводили все переговоры, начиная с прошлой весны. Главным вопросом на них была сумма компенсации, которую надлежало выплатить Парижу.
Как известно, в конце весны Париж готов был возместить все потраченные деньги плюс убытки, понесенные Россией из-за непоставки судов. По мнению правительства Пятой республики эта сумма не превышала 784,6 миллиона евро, но для того, чтобы ее получить, РФ необходимо было еще доказать свои траты документально. В то же время Россия утверждала, что французским «партнерам» необходимо в полной мере оплатить аванс в размере 892,9 миллиона евро, а кроме того, еще и потраченные деньги на обучение 400 матросов и офицеров, возведение необходимой для базирования «мистралей» инфраструктуры на военно-морской базе Владивостока и средства, которые были вложены в разработку и создание 4-х опытных моделей вертолетов палубного базирования Ка-52К. В целом эти расходы составляли по оценкам правительства РФ 1,163 миллиарда евро. Москва педалировала на то, что договор расторгается не по ее инициативе, и в результате власти Франции признали, что возразить на это им нечего.
Таким образом, сотрудники «Коммерсанта» выяснили, что накануне в условиях строгой секретности в один из крупных российских банков были перечислены средства в размере, превышающем 1,1 миллиарда евро. Известно, что в этой сумме учтены все убытки и расходы, которые понесла или понесет Россия в связи с необходимостью демонтажа оборудования изготовленного в РФ. Как утверждают неназванные источники издания трудящиеся в российском оборонном ведомстве, конфиденциальность этого перевода была обусловлена опасением российской стороны в связи с решением по делу ЮКОС (в прошлом году Гаагский арбитраж вынес вердикт, согласно которому правительство РФ должно возместить бывшим совладельцам этой компании 50 миллиардов долларов). Все дело в том, что при попытке перечислить эти средства их могли арестовать те же французы.
Будущее этих кораблей пока неизвестно, но, судя по всему, оба они останутся в распоряжении Франции.