Российские власти пригрозили конфисковать американские активы в России в случае, если правосудие США одобрит арест российского имущества в разбирательстве по делу ЮКОС, где, согласно решению суда в Гааге, Россия должна бывшим акционерам компании, где когда-то руководителем был бизнесмен М. Ходорковский. Издание «Биржевой лидер» продолжает следить за развитием событий в этом деле.
Корреспондент The Financial Times Н. Бакли отметил в комментарии: «Будто России недостаточно трудно пробиваться через санкции Запада». Это касается законодательной инициативы, которую планируют принять в Москве, чтобы легализовать конфискацию американской собственности, если США во исполнение приговора суда по иску бывших акционеров ЮКОС арестуют российские госактивы, точно так, как поступили в июне Бельгия и Франция в отношении исполнения приговора по тому же делу.
Рекордную компенсацию в 50 млрд. долларов присудил выплатить бывшим акционерам ЮКОС Гаагский арбитраж еще в июле прошлого года. Тогда, так уж совпало, Евросоюз и США как раз начали вводить более жесткие меры в отношении России за ее агрессию в Украине. После этого был период, когда Россия могла начать процесс выплат, однако в июне этого года, как уже отмечалось, прошли первые аресты российских активов в Европе. Россия пытается оспорить решение Гаагского суда, однако использует для этого формальные основания – вроде того, что обвинение построено на Договоре к Энергетической хартии, который она не признала. Однако на самом деле Договор был ею подписан, но не ратифицирован, а позднее Россия самостоятельно его покинула, однако еще ранее суд вынес промежуточное постановление, что в момент рассмотрения дела ЮКОС Россия еще была связана договором.
Как отмечает Бакли, в случае если российская сторона будет и дальше тянуть с возмещением ущерба, истцы могут обратиться в суды других стран с просьбой взыскать компенсации через арест государственных (не дипломатических) активов, как это позволяет сделать Нью-Йоркская конвенция, подписанная в свое время Россией. При этом корреспондент отмечает непрозрачную структуру активов таких компаний, как «Роснефть», где есть контроль государства. Поэтому представителям истцов предстоит найти аргументы, чтобы заставить судей прийти к выводу - такие компании действовали как «агенты государства». Россия грозит в ответ применить свои меры, в которых она может не ограничиться госактивами.
Письмо, направленное в Госдеп США из Москвы, содержало предупреждение о готовности отреагировать на любые действия против собственности России «адекватными и соразмерными ответными мерами» против Соединенных Штатов, их граждан, а также юридических лиц на российской территории. Это значит, что иностранным компаниям, не связанным с ЮКОС, угрожает опасность нанесения побочного ущерба.
Адвокат акционеров ЮКОС Т. Осборн считает, что в данном случае идет речь о «запугивании», тем самым Россия демонстрирует неуважение к законности и к тому простому факту, что всего лишь применяется договор, который сама Россия добровольно подписала. Бакли в своем материале для FT отмечает, что на ближайшую перспективу угроза ответных конфискаций с российской стороны вряд ли будет иметь практическое значение, однако ее можно трактовать как признак дальнейшего отхода России от стандартов международного права и нормативов, что, следует признать, является плохой новостью для многих иностранных инвесторов, все еще упрямо возлагающих надежду на то, что вскоре Россия в как-то «придет в норму».
Россия усматривает «тяжелый удар» по отношениям с США.
Российские власти намереваются оспорить требования бывших акционеров ЮКОС об исполнении на американской территории решений Гаагского арбитража, по которому она должна выплатить в пользу истцов, ни много ни мало, 50 млрд. долларов. В письме Госдепу США было обещано в ответ на «любые попытки» применения обеспечительных мер в отношении российского имущества на американской территории принять в отношении Штатов, их граждан и юридических лиц адекватные и соразмерные ответные меры.
Год назад гаагский суд принял сторону бывших акционеров ЮКОС и постановил взыскать с РФ 50 млрд. долларов. Позднее истцы обратились к американскому правосудию и в суде округа Колумбия потребовали признать исполнение гаагского арбитража на американской земле. В адрес МИД России из американского посольства была отправлена нота, где отмечалось, что американским законодательством для российской стороны определены 60 дней для подготовки ответа или предоставления возражений по данному иску. Отведенный срок истекает 21 августа. В случае отсутствия реакции судопроизводство начнется без участия стороны ответчика.
В ответной ноте российский МИД РФ обозначил, что российская сторона не согласна с выдвинутыми претензиями истцов. Также отмечено, что арбитраж в Гааге стал политически ангажированным актом, также уточнялось, что российская сторона уже обратилась в компетентный суд Гааги, желая отменить вынесенное решение. Кроме того, прозвучало предостережение, что в случае поддержки процесса исполнения решения суда со стороны органов государственных властей Соединенных Штатов, двусторонним отношениям между странами «в очередной раз будет нанесен тяжелый удар». Также дипломатическое ведомство РФ подчеркнуло, что рассчитывают на «справедливое правосудие». При этом они предположили возможность оспаривания решения «в компетентном суде» США требований о признании и приведении в исполнение гаагских решений на американской территории.