В Государственном департаменте США обвинили главу российской дипломатии Сергея Лаврова в том, что он исказил высказывание Барака Обамы о связи системы ПРО в Европе с достижением соглашения с руководством Ирана. Более детально мнение внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов об искажении главным дипломатом РФ слов президента США изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Марк Тонер, официальный представитель Госдепа США, обвинил главу дипломатии РФ в выборочном прочтении Лавровым заявлений Барака Обамы относительно системы ЕвроПРО в связи с достижением соглашения с иранским руководством. Торнер подчеркнул, что, по словам Сергея Лаврова, Барак Обама сказал неправду в своем заявлении, посвященном системе ЕвроПРО.
Однако, по мнению официального представителя внешнеполитического ведомства США, подобная трактовка высказываний американского лидера главой российской дипломатии является в лучшем случае выборочным прочтением. При этом он добавил, что в худшем случае комментарий Лаврова является намеренным игнорированием фактов.
Торнер подчеркнул: "Барак Обама, начиная с 2009 года, последовательно заявлял, что размещение системы ПРО на территории европейский стран необходимо для защиты Соединенных Штатов Америки и союзников Вашингтона от баллистических ракет, расположенных в ближневосточных странах". "В этой связи, - отметил он, - соглашение, которое было достигнуто с властями Ирана, в случае его окончательной реализации позволяет решить только лишь проблему ядерного оружия, тогда как оно не снимает угрозу, которую таят в себе баллистические ракеты этой страны".
Напомним, что ранее с аналогичным заявлением выступил Джон Кирби – еще один официальный представитель Государственного департамента. Он заявил, что глава российской дипломатии Лавров был неправ в вопросе размещения элементов системы ПРО на территории Европы. Кирби объяснил, что президент Соединенных Штатов, говоря о необходимости системы ПРО, постоянно подчеркивал: данная система нужна для того, чтобы защититься от угрозы, которую несут иранские ракеты, причем не только ядерные.
По словам Лаврова, Обама обещал отказаться от размещения ПРО в Европе, если удастся решить проблему с Ираном.
Заявление Сергея Лаврова, вызвавшее такую реакцию Государственного департамента, было сделано главой российской дипломатии в интервью новостному каналу Channel News Asia. В частности, глава российского МИД усомнился в правдивости слов американского лидера, который в 2009 году якобы публично заявил, что в случае достижения соглашения с руководством Ирана отпадет необходимость размещения в европейских странах системы ПРО.
Ранее Лавров озвучил этот же тезис, общаясь с представителями российских средств массовой информации. По словам руководителя российского МИД, Барак Обама в своем выступлении, состоявшемся 5 апреля 2009 года в столице Чехии, заявил, что в случае урегулирования вопроса иранской ядерной программы задача по развитию системы ПРО на территории европейских стран утратит свою актуальность. Он также заявил, что российская сторона уже привлекла внимание своих американских коллег к данному факту, и теперь Москва ожидает ответной реакции со стороны Вашингтона. Россия надеется, что американская сторона помнит об этом и внесет в свои планы соответствующие корректировки.
Кроме того, по словам Лаврова, договоренности по иранской ядерной программе позволят также укрепить режим нераспространения ядерного оружия и позитивно повлияют на общую ситуацию в сфере стабильности и безопасности в районе Персидского залива, странах северной части Африки и странах Ближнего Востока.
Помимо этого, глава МИД РФ также отметил роль Российской Федерации и Китая в деле достижения компромиссного решения по вопросу, касающемуся сроков снятия с Ирана оружейного эмбарго. Москва и Пекин вместе выступили за то, чтобы данное ограничение было снято с Тегерана одним из первых из подлежащих сокращению ограничительных мер. В свою очередь, представители Ирана, которым в данном вопросе принадлежит решающее слово, в конечном итоге согласились пойти на компромисс.
По словам Лаврова, западные страны выступали за то, чтобы снять эмбарго с Ирана через 8 или даже через 10 лет, однако сторонам все-таки удалось остановиться на компромиссном варианте – 5 лет. Учитывая, что такой вариант устроил в первую очередь иранскую сторону, он был поддержан и Российской Федерацией, и Китайской Народной Республикой. При этом глава российской дипломатии добавил, что поставки оружия в Иран будут возможны и в течение данного пятилетнего периода, однако для этого нужно будет пройти соответствующую процедуру уведомления и верификации в Совбезе ООН.
Анонсировал Лавров и снятие некоторых антииранских ограничений после того, как соглашение, достигнутое с руководством Ирана, вступит в силу. Он объяснил, что сразу после этого будет снят целый ряд ограничений, включая односторонние санкции, которые были введены в отношении Ирана Европейским Союзом. Помимо этого, будут также сняты и многие ограничения, касающиеся, например, запрета на сотрудничество с Тегераном в сфере гражданской авиации, введенного Соединенными Штатами Америки, снимается и множество других санкций.