Сегодня, 7 августа, отмечается седьмая годовщина с начала войны между Грузией и Российской Федерацией в 2008 году. Вышеуказанный конфликт между Грузинским государством с одной стороны, а также РФ и сепаратистскими группировками Южной Осетии и Абхазии с другой завершился фактически оккупацией части грузинской территории. При этом Россия оказалась одной из немногих, кто признал «независимость» указанных территорий.
Война началась с того, что военнослужащие из РФ стянули технику и живую силу к российско-грузинской границе для «защиты мирных граждан от угроз». Вышеуказанный сценарий спустя несколько лет нашел применение в украинском Крыму, а также на части восточных областей Украины. Согласно утверждениям Бачо Корчилавы, бывшего пресс-атташе посольства Грузии на территории Украины, теперь возвращение территорий Грузии из оккупации Кремля имеет прямую связь по времени с тем, когда Украине будут возвращены Крым и Донбасс.
«Большинство грузин, когда речь заходит о войне, говорят, что со стороны других стран мира практически не было надлежащей поддержки. Вышеуказанные военные действия стали фактически катализатором нынешней ситуации на территории Украинского государства. Россия поняла, что после этой ситуации с Грузией она осталась безнаказанной, и теперь мысли о том, что никто не может ей помешать, дают ей стимул к захвату новых территорий», - отметил Корчилава.
Пресс-атташе посольства Грузии также сказал, что ему часто задают вопросы о том, можно ли было каким-либо образом избежать российского вторжения. «Когда ежедневно обстреливают твою территорию из крупнокалиберного оружия, когда ежедневно происходят провокации, а также когда войска стянуты возле границы, то можно понять, что просто так за сутки не может прийти более 5 тысяч человек, имея за спиной авиацию и тяжелую технику. В связи с этим я считаю, что говорить о возможности избежать этого было бы по меньшей мере наивным», - отметил он.
Украинские власти не учли грузинский опыт противостояния России.
Совершенно очевидным является тот факт, что силы противостояния во время российско-грузинской войны были не равны. Однако, несмотря на это, украинские власти не учли грузинский опыт. Это, по мнению эксперта, произошло потому, что мир 6 лет назад поверил российской пропаганде, которая так правдиво рассказывала всем о том, что Грузия под покровом ночи сама напала на спящий город. Одной из поверивших в это была и Хайди Тальявини, экс-представитель ОБСЕ, которая определенное время занималась переговорным процессом в Украине.
Одновременно с этим ни Запад, ни США не уделили вышеуказанным военным действиям практически никакого внимания. В настоящее время в ситуации с Украиной пока даже экспертам не все понятно. Пока непонятным является тот факт, усыпил Запад свою активность в этом деле или еще достаточно «агрессивно» противодействует России.
Корчилава уверен, что пока мер достаточно. «Просто сейчас мы видим несколько другую картину. Если бы во время грузинско-российской войны была такая же реакция, то все было бы намного проще. Однако Запад в случае с Грузией выбрал так называемую «теорию умиротворения агрессора», ведь данная тема у него любимая.
Украину нужно реформировать и как можно скорей.
Что же касается Украинского государства, то здесь есть одна проблема – страна не реформирована надлежащим образом, и ее действия в противостоянии с Российской Федерацией далеко не профессиональные.
Во всех случаях российской агрессии есть один общий нюанс – оккупированные территории. Шансы вернуть эти территории есть, но они очень маленькие. Если более детально рассмотреть ситуацию с грузинскими территориями, то это перспектива многих лет, а их возвращение начнется непосредственно после возвращения Донбасса и Крыма. Здесь не нужно питать иллюзий. Абхазия и Южная Осетия ушли из-под грузинского контроля более 20 лет назад. Просто в 2008 году было еще две территории, где РФ хотела разжечь огонь – регион Мегрелия. В то время там шла гражданская война. А также в список российских желаний входила автономная республика, существующая в составе Грузии, - Аджария. Грузия уже обрела определенные навыки противостояния российской агрессии, а также смогла на 3-4 этапах дезавуировать ее действия. Украина сейчас подходит к этапу, когда с российской стороны еще будут попытки расшатать ситуацию в стране. Это и должно стать началом процесса возвращения территорий. Однако, к сожалению, это очень медленный процесс.
«Наиболее ошибочным для Украинского государства является мнение, что решение конфликта может быть сугубо дипломатическое или сугубо военное. И военный, и дипломатический инструментарий – лишь один из набора средств, которые могут быть использованы в вопросе возврата территорий и установления конституционного строя. Надо четко помнить о существовании армии и силовых структур, дипломатии, актов, тайных договоренностей. И это тот случай, когда все способы хороши», - отметил он.
«Военные конфликты не бывают мимолетными. Они все имеют свои стадии и циклы: холодная стадия, горячая... Сейчас Украина как раз находится на первой стадии, а их – пять-шесть. Я думаю, что это история как минимум на 10 лет», - заключил Корчилава.