Сегодня Народный банк Китая (китайский Центробанк) достаточно неожиданно пошел на девальвацию юаня. В краткосрочной перспективе это даст возможность стимулировать экспорт, серьезно сократившийся в прошлом месяце. Однако такой ход Пекина может спровоцировать цикл «валютных войн», передает издание «Биржевой лидер».
По инициативе Народного банка во вторник юань был девальвирован на 1,9 процента. Для понимания произошедшего необходимо отметить, что такое снижение курса в течение одного дня произошло впервые с 1994 года. Центробанк Китая утверждает, что это одноразовая коррекция курса, направленная на его рыночную ориентированность. Однако эксперты отметили, что данный ход произошел как раз после того, как выяснилось о значительном падении экспорта в течение июля, и наиболее простой ход по поддержке экспортеров - это девальвация национальной валюты.
После объявления НБК рыночный курс юаня снизился на те же 1,9 процента и составил 6,32 за доллар. Нужно отметить, что мировые рынки шаг китайского регулятора застал врасплох, после чего пошли разговоры о возможном возвращении «валютных войн» - цепи конкурентных девальваций регуляторов других государств для поддержания конкурентоспособности экспорта. На фоне событий с китайской валютой в Южной Корее, Австралии, Сингапуре, конкурирующих с Китаем за рыночную долю, валюты подешевели более 1 процента. Еще большим был эффект для валют Малайзии и Индонезии.
Решение НБК о девальвации юаня сопровождается общим ослаблением китайской экономики, которое наблюдается в последние несколько месяцев, что повлияло на рост всех секторов экономики, замедлив их, к тому же совсем недавно произошел обвал на бирже. Китайской экономике он стоил потери 4 трлн. долларов капитализации. ВВП страны по итогам второго квартала в годовом исчислении подрос на 7 процентов, что превысило прогнозы ряда аналитиков. Однако правительство Китая ожидает, что по итогам года рост экономики составит те же 7 процентов, что будет ниже прошлогоднего уровня в 7,4 процента. То есть китайская экономика впервые покажет замедление, сопоставимое с данными начала 90-х годов.
К девальвации юаня подстегнули июльские данные по китайской торговле. Экспорт из Китая сократился в сравнении с июлем прошлого года на 8,3 процента. Это произошло из-за сокращения закупок торговыми партнерами страны — США, ЕС, Японии. Импорт также сократился - на 8,1 процента, что произошло девятый месяц подряд. В связи с этим, как отмечают эксперты, усилился страх экономического замедления, и китайские власти решили прибегнуть к тому инструменту, что в последнее время еще не использовался – девальвации валюты.
Вероятность валютных войн усиливается?
После того как Китай ослабил свою валюту, сразу же понизились курсы валют в странах Юго-Восточной Азии. Реакцией на это вполне может стать применение этими странами «конкурентной девальвации» с целью повышения привлекательности собственного экспорта, который станет дешевле в сравнении с товарами и услугами тех стран, где валюты более дорогие. В разное время на такой шаг шли различные страны региона. Теперь же, после действий китайского Центробанка, другие страны насторожились, ведь, несмотря на заявления Пекина, что это была одноразовая акция, они теперь будут внимательно следить, не стало ли китайское событие первым выстрелом «валютной войны».
Ряд аналитиков именно так и считают - «валютные войны» вернулись, и ближайшие несколько недель станут очень интересными. Однако есть и другое мнение, согласно которому китайские события незначительно отразятся на мировой экономике. Просто Китай сделал шаг к более гибкому механизму формирования курса своей валюты, который в меньшей степени теперь будет зависеть от доллара.
НБК позиционирует коррекцию курса как одну из частей системных реформ финансовой сферы. Раньше регулятор произвольно устанавливал центральную точку внутридневных колебаний национальной валюты, а теперь поставит ее в зависимость от курса на межбанке при закрытии предыдущего торгового дня. Если новый механизм будет соблюдаться, то это станет революционным шагом в сторону совершенствования курсообразования. В свою очередь, это одно из условий включения юаня в расчетную корзину специальных прав заимствования МВФ. Девальвация, которая была проведена сегодня, может расцениваться как сближение с рыночным курсом. По мнению НБК, юань слишком дорог. И действительно, согласно экспертным оценкам, за последний год эффективный курс юаня повысился от 14 до 18 процентов.
Что касается возможных негативных реакций на действие китайского регулятора, то они могут поступить из Вашингтона. Там вот уже несколько лет критиковали Китай за несправедливо низкий курс юаня, считая, что Пекин не дает валюте достаточно быстро расти. Дешевый юань, позволяет китайцам получать преимущества в торговле со Штатами, наращивать профицит в двусторонней торговле. Важной в этой связи может оказаться сентябрьская встреча Обамы с председателем КНР Си Цзиньпином. Республиканцы давят на президента за излишне мягкую позицию по отношению к монетарным шагам КНР. Теперь, после регулировки курса юаня, американский РФС может пересмотреть решение о повышении в сентябре ставки, поскольку рост курса доллара будет негативно влиять на американскую экономику.