Эксперты заподозрили провокацию в действиях Народного банка Китая, ослабившего национальную валюту. Более детально о том, что, по мнению экспертов, может стоять за действиями китайского регулятора, принявшего решение ослабить юань, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Издание "Коммерсантъ" отмечает, что мировые рынки рассмотрели провокацию в движении юаня в сторону мировых стандартов. Напомним, что всего лишь за два дня китайская валюта подешевела на 3,5 процента по отношению к доллару. Данная ситуация – это первые последствия введения в Китайской Народной Республике более гибкого режима обменного курса и движения китайской валюты в сторону полной конвертируемости.
При этом беспрецедентная скорость, с которой девальвировал юань, а также опасения, что новая политика Народного банка Китая будет направлена на дальнейшее удешевление юаня, вызвали довольно бурную реакцию на рынках стран, у которых тесные торговые связи с Поднебесной. Не менее бурной была реакция и среди импортеров природных ресурсов, поскольку девальвация китайской валюты означает подорожание импортируемого китайскими компаниями сырья. Стоит отметить, что падение было зафиксировано не только на рынках развивающихся стран – немецкий DAX, например, потерял около 5 процентов за два дня. Одновременно с этим индекс РТС просел на 2,1 процента, а российский рубль опустился ниже отметки 65 рублей за доллар.
Владимир Колычев, возглавляющий в Министерстве финансов РФ департамент долгосрочного стратегического планирования, заявил, что прямое влияние ослабления юаня на финансовый рынок Российской Федерации ограничено – гораздо более важной в данном случае является ситуация, сложившаяся на сырьевых рынках.
Между тем в Народном банке Китая вчера, 12 августа, заявили, что резкое ослабление национальной валюты обусловлено переходом на новый режим обменного курса – представители регулятора заверяют, что о долгосрочном процессе девальвации речь в данном случае не идет. Принятое руководителем НБК Чжоу Сяочуанем решение уже положительно оценили в Международном валютном фонде, добавив при этом, что очень важным обстоятельством является практическая реализация новой политики регулятора, предполагающей увеличение влияния рынка на курс национальной валюты.
Ранее руководство Китая заявляло о смене макроэкономических приоритетов.
Формально решение девальвировать юань, принятое Народным банком Китая, соответствует стратегии, направленной на повышение в финансовой сфере экономики Поднебесной роли рыночных механизмов, которая была принята еще в 2013 году. Тогда, напомним, либерализация курсообразования нацвалюты, а также расширение использования юаня в мировых расчетах вошли в список объявленных Государственным советом КНР ключевых экономических реформ. Впрочем, сейчас возможности приобрести валюту в Китае ограничены, и требуется документальное подтверждение, тогда как доступ иностранных инвесторов к фондовому рынку Китая расширен.
Также руководство Китая объявило о смене макроэкономических приоритетов – о переходе от поддержки экспорта к поддержке внутреннего потребления, однако данная стратегия предполагала укрепление юаня. Китайский регулятор придерживался этой политики до последнего – за два года курс национальной валюты к доллару оставался практически на одном и том же уровне, несмотря на то, что доллар укреплялся по отношению к другим валютам.
Появившиеся сейчас слухи о том, что Пекин решил начать новую "валютную войну", спровоцировали кризис на биржах, когда котировки упали с пиковых отметок, зафиксированных в середине июня, на треть. Помимо этого, ухудшилась статистика по промышленному производству и статистика по экспорту.
Аналитики Standard & Poor`s отметили, что момент, который руководство Китая выбрало для того, чтобы перейти на более гибкий курс юаня, был действительно благоприятным для Поднебесной, однако именно это стало причиной появления у других участников рынка подозрений. В частности, они подозревают, что основной причиной, по которой китайское руководство приняло решение о введении нового режима курсообразования, стало стремление поддержать экспортеров.
При этом сами аналитики агентства называют девальвацию китайской валюты "технической коррекцией". В Standard & Poor`s констатируют невозможность проведения либерализации операций по курсовому счету с одновременным установлением курса, противоречащего рыночному, тогда как для стимулирования китайского экспорта потребовалась бы более существенная девальвация национальной валюты, ведь спрос на произведенные Китаем товары зависит от курса только лишь на одну пятую, тогда как в остальном он зависит от уровня спроса на других рынках.
На рынке вчера активно обсуждали возможное влияние решений, принятых Народным банком Китая, на будущее решение по ключевой ставке, которое будет приниматься ФРС США. По мнению аналитиков Goldman Sachs, руководство Поднебесной просто воспользовалось возможностью для того, чтобы осуществить валютный маневр еще до того, как ФРС примет решение о поднятии ставки. Популярность этой версии будет зависеть от того, насколько масштабной в ближайшие дни будет девальвация китайской валюты.