Инвесторы и предприниматели со всего мира серьезно обеспокоены девальвация китайского юаня. В то же время эксперты полагают, что негативные новости из Китая окажут влияние и на Россию, об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» онлайн-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «ГОРДОН».
Как известно, 11 августа Народный банк Китая снизил официальный курс юаня на 1,9 процента. В последующие дни китайская валюта продолжила падение, сейчас обесценивание юаня является самым значительным за последние 20 лет. Вместе с китайской валютой теряет ценовые позиции и российский рубль, после преодоления психологической отметки 65 рублей за доллар снижение стоимости российской валюты продолжается.
Экономист, президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко отмечает, что Китай держал юань стабильным на протяжении более 15 лет. После завершение кризиса 2009 года Пекин максимум внимания уделил увеличению внутреннего спроса, развитие экономики поддерживалось в основном за счет этой составляющей.
Тем не менее, несмотря на внутреннюю ориентированность, китайскому руководству не слишком выгодно опускать курс юаня. В случае, когда акцент делается на экспорте, в девальвации валюты есть смысл – тогда все трудности перекладываются автоматически на другие страны. Обесценивание собственной валюты при ориентированности на экспорт максимизирует выгоду от продажи товаров, фактически государство паразитирует на ценностях, созданных в других странах.
Попытка сделать акцент экономики на внутреннем спросе показала, что в этой сфере у Китая есть определенные трудности. Наличие серьезных проблем проиллюстрировано падением экономических показателей в июне и июле. Для получения дополнительных рычагов стабилизации ситуации Китай вынужденно девальвировал собственную валюту.
Однако если говорить о рубле, можно сказать, что российская валюта очень сильно зависит от нефти. Если «черное золото» падает в цене – немедленно обесценивается рубль. В то же время очевидно, что валютные резервы России в последнее время истощились, экономика по-прежнему носит сырьевой характер, внутренний спрос на сырьевую продукцию очень слабый. Поэтому в стране с высокой вероятностью можно ожидать дестабилизации ситуации.
Пустых прилавков в России не будет, а высокие цены будут – Альфред Кох.
Бывший заместитель председателя российского правительства, политик и бизнесмен Альфред Кох также спрогнозировал возможное влияние девальвации юаня на ситуацию в России. Он отмечает, что старт нестабильности на рынке начался с желания китайцев повысить конкурентоспособность своей продукции. Снижаться показатель конкурентоспособности начал в связи с ростом качества жизни в Китае – повышается уровень доходов населения, содержание заработной платы в любом виде продукции возрастает.
Раньше продукция Китая по сравнению с товаром аналогичного качества, произведенным в другой стране, была невысокой стоимости. Теперь стоимость сравнялась, что привело к потере доли рынка китайскими производителями. Для повышения конкурентоспособности своей продукции Народный банк Китая решил ослабить юань.
Американцы, в свою очередь, не пожелали дать китайцам преимущества высокой конкурентоспособности продукции, американский доллар Вашингтоном также ослабляется. Параллельно с этим, даже без предварительного умысла, юань снижается по отношению к евро, рублю и остальным валютам.
Прогнозируя последствия теперешней ситуации, экономист констатирует, что до такого состояния экономики, к которому в 1990-91 годах пришел Советский Союз, России еще очень далеко. Тем не менее даже в конце существования Страны Советов голодные бунты отсутствовали. Кох предположил, что украинцы ожидают бунтов в России, но заверил, что в обозримом будущем на это надеяться не смысла.
На данное время, по утверждению предпринимателя, российская экономика достаточно устойчива, товары на прилавках магазинов есть. Разница между Россией и СССР состоит в том, что российская экономика рыночная, как и механизм ценообразования. Поэтому не стоит ожидать в России пустых прилавков, хотя цены будут высокими. В Советском Союзе существовали фиксированные цены и дефицит, поэтому чувствовалась нехватка продовольствия.
Кох убежден, что на новые обстоятельства рынок отреагирует, найдутся продавцы, готовые заполнить нишу. На прилавках российских магазинов появятся товары из Бразилии, Китая, со временем будет налажено производство продовольствия в России. Возможно, с некоторым промедлением, но рынок отреагирует.
Безусловно, как полагает Кох, уровень жизни россиян будет снижаться, чтобы в конечном итоге вернуться в то состояние, где и должен находиться без нефтедолларов. Как аномалию, скорее, следует воспринимать тот период, когда хорошая жизнь россиян активно подпитывалась нефтедолларами. По мнению экономиста, у россиян в принципе не должно было быть таких высоких доходов. Тем не менее высокие цены на нефть просто взвинтили доходы граждан.
Обратил внимание Кох на то, что, в принципе, российская экономика ничем от украинской не отличается, соответственно, россияне должны жить так же, как украинцы. Очевидно, что в Украине голодные бунты никто не проводит. По убеждению эксперта, пока в России экономика рыночная – ситуация в обществе будет оставаться на том же уровне вялого недовольства.