11 августа власти КНР потрясли целый мир, главным образом, финансовые рынки, внезапно объявив о девальвации собственной валюты. Даже несмотря на то что резкое удешевление юаня было ничтожным – примерно 2 процента, рыночные игроки оказались шокированы, как отмечает Радио Свобода.
Впервые за несколько десятков лет Пекин отступился от стратегии твердой нацвалюты, которая считалась базисом поистине экономической стабильности в государстве с самого начала развития реформ. Что же вынудило пойти на такой шаг страну с завидным для другого мира экономическим ростом в 7 процентов? Желание поддерживать отечественных экспортеров или за прочным китайским фасадом скрываются неприятные секреты? Для Уолл-стрит нет абсолютно ничего хуже за неизвестность. Рыночные индексы на известной Нью-Йоркской бирже во вторник отступили более чем на 1 процент и там оставались в течение нескольких следующих дней. Курс китайского юаня упал за 3 дня на четыре процента, сообщают аналитики брокера Fort Financial Services.
Заголовки в прессе отражают большой спектр чувств, среди которых доминирует тревога. "Китай сделал первый залп в войне современных валют", – пишет издание The Wall Street Journal, рассуждая о том, что Пекин наносит мощный удар по личным торговым партнерам, стараясь достигнуть экспортных преимуществ. "Очевидный подростковый страх КНР" – так свой комментарий озаглавила The Chicago Tribune, в котором издание высказывает предположение, что это паническая реакция Пекина на новую для него ситуацию: продолжает падать экономический рост, в то самое время как прежде опробованные меры по стимулированию экономики не работают. Также The New York Times высказывает предположение, что девальвация китайской нацвалюты может дело довести до глобальной валютной войны, подорвать медленное экономическое выздоровление в Штатах и других странах Запада в случае резкого удорожания их нацвалют.
Способны ли китайские трудности отразиться на РФ?
Ситуация в КНР представляет огромную проблему и для РФ, поскольку Китай выступает ее важнейшим торговым партнером, и какое-либо замедление нынешнего экономического роста в Поднебесной вызывает сокращение экспорта в КНР российских природных ресурсов и электрической энергии, что уже произошло в 1-й половине этого года. Но это касается и многих других развивающихся государств, ориентированных на экспорт металла, нефти и иных ресурсов. По сути, цены на сырье, рухнули. И эксперты ожидают продолжения такой тенденции. Укрепление американского доллара способствует удешевлению существующего сырья, сообщают специалисты аналитико-информационного издания "Биржевой лидер".
В свою очередь, профессор университета им.Дж. Хопкинса С. Ханке считает, что решение российских властей перейти к полной конвертируемости нацвалюты является катастрофическим решением или же, по меньшей мере, глупостью. Ближневосточные государства, живущие исключительно за счет экспорта энергетических ресурсов, отчетливо понимают, что они рынкам не могут позволить устанавливать курс их нацвалюты, потому что они зависимы от доллара, в котором производятся финрасчеты за нефть.
"Плавающий" курс рубля постоянно добавляет нестабильности отечественной экономике. Вдобавок Москва наступила на грабли, приняв очень глупое решение "отпустить" рубль, когда резко пошла вниз цена сырья. Это, конечно, мелкая, но весьма показательная деталь, отмечает авторитетный эксперт и констатирует, что превращения рубля в очередную резервную валюту сродни вере ребенка в зубную фею.
В свою очередь, профессор экономики, экс- советник правительства РФ М. Бернштам заявляет, что страна несет прямые потери от ухудшения нынешней экономической ситуации в КНР. В частности, экспорт россиян в Поднебесную постоянно снижается.
Где-то 80 процентов такого экспорта– природные ресурсы, в первую очередь энергетические, но еще и металл. Этот экспорт в течение текущего года снизился на 6 процентов, соответственно, это сильный удар по экономическому развитию РФ. Замедление роста экономики в Китае не нужно преувеличивать, уверен он, – это вполне естественное замедление в итоге экономического роста. Рост КНР в 1990-е годы и непосредственно до 2004 года оказался небывалым по мировым темпам –по 10 процентов в один год. Дальше он стал падать с 10 до 8, с 8 до 7 процентов, и вот сегодня они пытаются удержаться за 7 процентов, хотя ожидается, что в нынешнем году будет небольшой спад темпов до 6,8 процента.
То есть это явное замедление, но этому замедлению позавидует абсолютно любая страна мира, включая и развивающиеся, и западные. И такого поистине длительного экономического роста в подобных темпах в мире не было никогда. Вместе с тем, заявляет профессор, для России и небольшое замедление роста экономики в Китае в силу огромнейших объемов китайской нацэкономики и ее роли в мире, значения российского экспорта для КНР, даже незначительное замедление имеет важный эффект просто по размерам. Если раньше говорилось, согласно именитому выражению, что когда Штаты чихают, весь мир лихорадит, то сейчас можно то же самое сказать о современном Китае. И для России данный эффект каким-то образом оказывается невероятно сильным просто из-за несопоставимости имеющихся масштабов двух стран.