Обозреватель Георгий Неяскин дал довольно парадоксальный ответ на вопрос о том, кому же на самом деле выгодна долларизация мировой экономики. Более детально объяснения Неяскина относительно выгодополучателей долларизации мировой экономики изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания Биржевой лидер".
Интернет-издание Slon приводит мнение Георгия Неяскина, дающего довольно парадоксальный ответ на вопрос о том, кому выгодна долларизация мировой экономики. Он напомнил, что российские политики и эксперты постоянно подчеркивают: мировое господство Соединенных Штатов Америки базируется на долларе, поэтому крах данной валюты обернется в итоге крахом всей "американской империи". Косвенно данную точку зрения подтверждает и руководство США.
Спикер ГД РФ Сергей Нарышкин в своей антизападной колонке, датированной 10 августа, заявил, что у Вашингтона сегодня в руках находится "глобальный печатный станок", выпускающий "единственную мировую валюту". День спустя глава Госдепа США Джон Керри пугал американцев, что если Соединенные Штаты в итоге провалят сделку по Ирану и рассорятся со своими союзниками из Старого света, то доллар вполне может лишиться занимаемых им сегодня мировых позиций.
Руководство Китая недавно приняло решение девальвировать свою национальную валюту – сделано это было для того, чтобы юань, наравне с долларом, составляющим в настоящее время свыше 60 процентов резервов центробанков всего мира, также стал одной из основных мировых валют. По словам Джона Харди, аналитика Saxo Bank, сегодня Поднебесная с завистью смотрит на преимущества, которыми пользуются Соединенные Штаты Америки со времен Второй мировой войны. Вашингтон, благодаря статусу доллара как резервной валюты, с легкостью может позволить себе очень большие внешние дефициты, без труда финансируя также и огромные долги, как в государственном, так и в частном секторах.
Три основных аргумента любителей глобального доллара, с которыми спорит Пол Кругман.
Однако действительно ли указанные выше преимущества такие большие? Экономист Пол Кругман, лауреат Нобелевской премии, утверждает, что важна надежность экономики страны, печатающей валюту, а не то, насколько данная валюта популярна в мире, полагает, что выгоды, которые получают США от долларовой эмиссии, преувеличены, причем, преувеличены существенно. Он готов поспорить с тремя основными аргументами, которыми оперируют любители глобального доллара.
Во-первых, доллар всем нужен, и Соединенные Штаты Америки удовлетворяют данный спрос в обмен на услуги и на товары. По этой причине на протяжении последних 25 лет объем американского импорта превышает объем экспорта. Это позволяет США жить не по средствам, занимая и потребляя больше, чем страна производит. Однако Кругман возражает – в мире есть страны, например, Австралия, у которых на протяжении десятилетий сальдо торгового баланса отрицательное, при этом национальные валюты данных стран не играют никакой серьезной роли в мировой экономике.
Второй аргумент гласит, что в случае, когда национальная валюта страны имеет статус резервной, то у данной страны есть возможность занимать в своей собственной валюте под более низкий процент, чем могут это делать страны с "обычными" валютами. При этом Кругман обращает внимание, что данных, подтверждающих эту версию, нет, и все зависит не от денежных знаков страны-заемщика, а от ее надежности.
Наконец, согласно третьему аргументу, Соединенные Штаты Америки получают выгоду от того, что в других странах некоторые люди хранят американскую валюту, вместо того, чтобы ее тратить. По словам российского экономиста Сергея Сонина, если бы люди на эти доллары что-нибудь покупали, то США от создания бумажки ничего бы не получали. Однако Кругман возражает, что данная сумма составляет всего лишь 20-30 миллиардов долларов в год, и при нормальных условиях она соответствует десятым долям процента ВВП.
Анализ, проведенный сотрудником Министерства финансов США Кеннетом Остином, показал, что владение главным печатным станком мира и бесполезно, и накладно. Страны, стремящиеся к повышению привлекательности собственного экспорта, проводят девальвацию национальной валюты, покупая доллары на рынке с целью пополнения своих валютных резервов, в результате чего курс доллара укрепляется. Как следствие, подорожавший доллар делает товары, а выпускаемые Соединенными Штатами Америки более дорогими в той стране, которая занимается накоплением долларов, и более дешевыми товары, которые выпускаются этой страной. В результате показатель сальдо торгового баланса этой страны растет, тогда как аналогичный показатель США снижается, - отметили аналитики Fort Financial Services.
Получается, что покупающая американскую валюту страна-экспортер производит больший объем товаров, чем она в состоянии потребить, а США потребляют больший объем товаров, чем они сами производят. Итог: сокращение количества рабочих мест в Соединенных Штатах, особенно в промышленности, и перенос производства на территорию других стран.
Выходит, что Соединенные Штаты, вместо того, чтобы защищать статус своей национальной валюты, должны быть заинтересованы в "низложении" доллара, тогда как Российская Федерация должна, наоборот, горячо поддерживать долларизацию мировой экономики, поскольку данный процесс ослабляет ее главного противника в геополитическом плане.