После активной фазы, сопровождавшейся массированными обстрелами украинских позиций за последний месяц, ситуация стабилизировалась на минимальном уровне военной активности, что подтвердили в штабе АТО. Среди факторов, повлиявших на данную ситуацию, эксперты отмечают реакцию Запада и позицию России. «Для решения донбасского конфликта может быть использована новая договоренность, условный «Минск-3», - сообщает издание «Биржевой лидер».
Отдельные обстрелы из орудий калибром 120 мм вчера были зафиксированы только в районе Марьинки и Широкино. По предположению спикера Администрации украинского президента по вопросам АТО А. Мотузяныка, у боевиков, вероятно, подошли к концу боеприпасы. В то же время бывший начальник Генштаба ВСУ А. Лопата видит в последнем снижении эскалации политический фактор в связи с визитом в Крым российского президента, а также экономический фактор - сокращение финансирования ДНР/ЛНР, и военно-технический – в срок не были поставлены вооружения. Путин отделил психологически Россию от происходящего на Донбассе, назвав проблему «делом самих украинцев». Что касается еще недавно наблюдаемого обострения ситуации в зоне АТО, то политолог В. Карасев считает, что успокоению ситуации способствовало общественное мнение: прозвучала реакция западной дипломатии — был комментарий главы МИД ФРГ Ф.-В. Штайнмайера и нового польского президента А. Дуды.
Как отметил политолог, в последнее время Москва навязывала Киеву свое видение договоренностей по «Минску-2», при котором Украина ведет переговоры непосредственно с главарями сепаратистов и вносит с учетом их интересов изменения в Конституцию. В связи с отсутствием значительного продвижения по выполнению последних Минских договоренностей возникло предложение обновить договоренности через соглашение «Минск-3».
Смысл предполагаемых договоренностей сводится к тому, что особый режим местного самоуправления может быть введен на всей территории Донбасса, то есть и там, где сейчас сохраняется контроль украинских властей. Весь регион вновь становится украинским, ДНР/ЛНР будут ликвидированы, а вместо них появится новое образование. По другому варианту предлагается отвести тяжелые вооружения калибром менее 100 мм и провести выборы по всему региону, в том числе на не подконтрольных Киеву территориях. Между тем известно, что стороны переговорщиков пока отказываются от введения новых форматов. Поэтому состоится ли переформатирование в будущем – неизвестно, а представители ДНР дали понять, что вместо согласования новых документов они предпочтут продолжить боевые действия.
Еще несколько дней назад широко обсуждалось возможное обострение на Донбассе, вплоть до проведения новых военных операций. К таким выводам эксперты приходили на основании усиления обстрелов до уровня, в свое время наблюдавшегося в Дебальцево. ДНР провела «мобилизацию резервистов» — это на практике означало, что работающие предприятия и шахты получили распоряжения предоставить определенное количество кандидатов в боевики. Также прошла информация, что тыловые подразделения сепаратистов получили приказ о приведении в боевую готовность. Значительно увеличилось передвижение военной техники.
Все это сопровождалось несколькими политическими заявлениями. Так, секретарь Совбеза Украины А. Турчинов вновь подчеркнул, что при попытке вторжения на украинскую территорию будет отдан приказ о введении военного положения со всеми последствиями — проведением полной мобилизации и переходом страны на военные рельсы. Хотя для Турчинова такие заявления не впервой. Свой комментарий ситуации дал и Штайнмайер. Он отметил взрывоопасность ситуации в Восточной Украине и то, что сейчас многое поставлено на карту. Также он предсказал новый виток эскалации военного противостояния, если стороны не вернутся к мирному урегулированию.
Очевидно, что в Москве недовольны направлением, в котором развивается реализация Минских соглашений, и в том числе изменениями в украинскую Конституцию. Символическим проявлением московского недовольства зачастую становилось обострение на Донбассе, через которое Кремль пытался принудить украинское руководство и его союзников в Европе к сговорчивости. Однако также верно и другое - любое обострение донбасского конфликта в виде военных операций приведет к усугублению санкционного режима со стороны Запада, особенно если это произойдет с явным участием российской армии. Путину уже дали понять, что наступление на Мариуполь автоматически будет стоить России еще более тяжелых экономических последствий.
Также важно понимать, что, при всем желании, захват новых украинских территорий будет означать повышение нагрузки на российскую экономику, потому что, кроме того, что территории необходимо отвоевать, их затем придется удерживать как военными методами, так и экономическими, что в настоящее время вряд ли нужно России.
Нет особого резона атаковать и для украинской стороны. Во-первых, это приведет к недовольству со стороны западных партнеров, которые могут ослабить поддержку страны. Кроме того, для проведения операции понадобятся большие ресурсы, в том числе и людские, а как показывает последняя мобилизационная волна, с привлечением новых солдат есть определенная проблема.