Южный Кавказ имеет для России особое значение и во время обострения событий в соседних с ним регионах важно представлять актуальную ситуацию. С подготовленным холдингом Minchenko Consulting докладом по оценке политических рисков в Закавказье, знакомит РБК, передает издание «Биржевой лидер».
Закавказскому региону характерна конкуренция, которая существует между европейским и евразийским проектами интеграции. Реализация любого такого проекта в местных условиях должна происходить с особым вниманием, так как изменение сложившегося положения чревато возникновением конфликтов либо раздуванием старых конфликтов, находящихся в стадии заморозки. Как напоминают авторы доклада, на Кавказе с падением Советского Союза уже произошло шесть конфликтов с применением оружия - в Абхазии, Нагорном Карабахе, Южной Осетии, принесшие создание новых образований, которые пока так и остаются непризнанными, либо признаны частично.
Пожалуй наиболее развитой из стран региона следует признать Азербайджан. На данном этапе это наиболее стабильная страна по признанию экспертов. Согласно выведенной ими шкале, где цифровой показатель «40» означает абсолютную нестабильность, Азербайджан получил 22 балла. У Грузии 25 баллов, а самой нестабильной в регионе стране – Армении, присвоен рейтинг 29 баллов. Среди непризнанных образований - у Южной Осетии рейтинг 23 балла, на балл больше у Абхазии, а наименьшая стабильность признана для Нагорного Карабаха - 25 баллов. Эксперты предполагают возможность региональной эскалации в зоне карабахского конфликта, а также на границе Армении с Азербайджаном. Также вероятно продолжение грузинского евроатлантического устремления и экспорт на Кавказ радикальных исламистских настроений с укреплением позиций радикального «Исламского государства» на Ближнем Востоке.
Макроэкономическая стабильность стран региона также находится под давлением - заметна девальвация валют сопровождается в этих странах снижением объема зарубежных валютных переводов и отсутствия роста инвестиций. Эти явления сопровождаются в странах региона социальными и внутриполитическими проблемами.
Азербайджанская стабильность с прочной позицией власти.
Как признают эксперты, прочности позиций действующей власти в Азербайджане ничего не угрожает. В стране практически отсутствует оппозиция, а президент Ильхам Алиев у власти уже третий срок и сможет переизбираться и в будущем. Его конкурент на выборах два года назад набрал всего 5 процентов голосов. Вместе с тем, как отмечают российские эксперты в своем докладе, в существующей ситуации также есть свои недостатки. Политическое будущее в стране находится под риском, который идет от кажущейся азербайджанской стабильности, опирающейся на монополизацию политического пространства, сопровождаемой маргинализацией светской оппозиции.
В отсутствие приметных лидеров и интересных программ для этой оппозиции сохраняется возможность оказаться под влиянием различных несистемных сил, прежде всего исламистских. Так проявляют активность исламистские течения турецкого происхождения. Этим силам характерны инициативы, преследующие целью демонтаж азербайджанской государственности в том виде, который она сейчас представляет, и создание исламской республики, или за ограничение до минимума светских порядков.
В Грузии отсутствуют экономические успехи.
Ситуация в Грузии характеризуется уязвимостью по нескольким направлениям. Правление коалиции «Грузинская мечта» пока так и не стало успешным, правительство не может похвастаться успехами в экономике. Вместе с тем продолжается конфронтация в отношениях с оппозиционной силой экс-президента страны Саакашвили «Единое национальное движение». Однако ситуация в политике, по мнению экспертов, не несет высокие риски. Даже в случае возвращения к власти ЕНД, конфликт не должен выйти за пределы политики, грузинские элиты склонны к компромиссам. А вот во внешней политике рисков гораздо больше. Грузия пока так и не нормализовала отношения с Россией, кроме того, большая опасность исходит от джихадистов - один из лидеров ИГ Умар аш-Шишани - выходец из Грузии.
Экономическая ситуация только увеличивает риски. Прошлый год сопровождался падением курса лари, по-прежнему актуальной остается проблема демонополизации грузинской экономики, где монополиям принадлежит 80 процентов производства и импорта. По данным официальной статистики уровень безработицы в прошлом году составил свыше 12 процентов. Дополнительные обязательства накладывает на страну соглашение об ассоциации с ЕС.
Армения - под влиянием Москвы.
Наиболее уязвимой страной остается Армения. Есть сразу букет дестабилизирующих факторов. В обществе зреет потенциал недовольства, это подтверждается показателями массовых протестов стране в прошлом и в текущем году. Самым масштабным стал июньский протест против повышения тарифов на электроэнергию. При этом как у никого из соседей по Закавказью, у страны есть интеграция с Россией. Армения входит в ОДКБ и ЕЭС. Большая часть инвестиций в страну из РФ, при этом значительная часть стратегических объектов принадлежит компаниям из России – железнодорожная компания является «дочкой» ОАО «РЖД», российскому «Газпрому» принадлежит ЗАО «Газпром Армения», а электрические сети государства принадлежат «дочке» «Интер РАО ЕЭС».
При этом тарифная политика дочерних предприятий российских хозяев такова, что создает негативный фон в обществе, что подтвердили июньские события. В связи с этим растет критика, что армянская внешняя политика излишне привязана к России и необходимы альтернативные варианты.