«Обострение ситуации в Донбассе, которое наблюдается в последние полмесяца в виде значительно усилившихся обстрелов, - это попытка Путина в очередной раз припугнуть Запад и надавить на Украину, чтобы она согласилась сесть за стол переговоров с боевиками, так считают эксперты, опрошенные «Новым Временем», - передает издание «Биржевой лидер».
Усиление обстрелов с применением тяжелого вооружения со стороны обеих сторон конфликта фиксировали и мониторинговая миссия ОБСЕ, и штаб сил АТО, особо сильными он были в минувшую пятницу и субботу. Среди пострадавших оказались Донецк, Мариуполь, поселки Сартана, Лебединское, а кроме них еще и Авдеевка, Марьинка, Пески и прочие. Российский президент Путин, приехав в Крым, предсказуемо обвинил в эскалации Украину.
По мнению украинского политтехнолога Тараса Березовца, обострение в Донбассе - это, кроме прочего, свидетельство ухудшающейся ситуации в России. Тому свидетельством «клоунские акты» со сжиганием санкционных продуктов, в этих акциях нет практического смысла, но это создает информационный повод. В этом смысле и Донбасс используется Путиным для отвлечения своих граждан от внутрироссийских экономических проблем, падения рубля, развития террористических угроз на Северном Кавказе.
Кроме того, как отмечает Березовец, – в Донбассе происходит утилизация боевиков. Там находятся сейчас десятки тысяч профессионально обученных боевиков, собранных на территориях России и Украины, и вдобавок кадровые российские военные. Их необходимо чем-то занять, потому что завтра, а на самом деле уже сегодня, они будут грабить и убивать в Воронежской и Ростовской областях, рост преступности там уже сейчас повышается, что тщательно скрывается.
Березовец допускает, что Путин боится воюющих в его интересах людей, им же вооруженных и подготовленных. Они ведь ничего, кроме как убивать и грабить, не умеют. После Донбасса в Украину им путь закрыт, а значит, им останется дорога в Россию. Еще одна перспективная путинская цель - дестабилизация политической ситуации накануне местных выборов в Украине. Для Путина важно показать, что украинская власть не может закончить войну, что Минские договоренности ни к чему не приводят. Это должно понизить рейтинг политических партий украинского руководства, чтобы все сильней раздавались голоса: «Зрада! Все пропало!». Тогда на выборах появится дополнительный шанс для радикальных политических сил.
Что касается не выполняющихся Минских договоренностей, то необходимы третьи Минские переговоры. Польский президент А. Дуда предложил Польшу в качестве еще одного участника «нормандского формата». За Польшей, как отмечает Березовец, стоят американские интересы, а американцев Россия не хочет пускать в переговорный формат категорически. Украине появление Польши стратегически выгодно, потому что проамериканские акценты усилились бы, и это могло бы укрепить решимость Франции и Германии к более жестким переговорам с Путиным. Решение по Польше зависит только от Путина, потому что остальные не должны возражать. Учитывая парадоксальность Путина как политика, шансы на то, что Россия согласится допустить к переговорам Польшу, еще остаются. Масштабного наступления в Донбассе со стороны пророссийских сил Березовец не ожидает, потому что к захвату территорий готовятся более системно и серьезно.
Директор Института глобальных стратегий В. Карасев считает, что обострение ситуации в Донбассе обусловлено тупиком Минских соглашений. Украина выигрывает время, а Путин и ДНР/ЛНР нервничают. Точечная военная активность предпринимается с целью провокации масштабных военных действий, чтобы повторить ситуацию годичной давности, повторенную затем в феврале, и принудить к Минску-3. Или сделать так, чтобы Запад заставил Украину выполнять Минские соглашения в выгодном ДНР/ЛНР, а значит, и России, ключе, то есть это принуждение к диалогу через военную активность. Легализовать сепаратистов через проведение выборов, но чтобы они получили некую автономию, с особым статусом в составе Украины. Экономически войти в Украину, а политически быть независимыми от Киева, но и зависимыми от России.
При этом Карасев полагает, что сейчас «Минска-3» не будет. В этом году реализации политической части Минских соглашений ожидать не стоит. Возможно, это произойдет в следующем году в лучшем случае. Это значит, что единственным реальным решением на сегодня остается замораживание конфликта по сценарию Приднестровья. Военного пути решения конфликта быть не может - у сторон нет шансов одержать полную победу. Дипломатических путей тоже нет. А в этих условиях остается только заморозка тлеющего конфликта. В связи с этим эксперт сравнил состояние конфликта и обострение ситуации на фронте с ремиссией у больного человека, когда перед смертью организм вдруг активизируется. Так и в случае с ситуацией в Донбассе – повышение активности перед заморозкой.
Российский политолог А. Пионтковский согласен с тем, что Москва пытается через обострение ситуации в Донбассе добиться от Запада поддержки устремлений в сторону легитимизации донбасских террористов, то есть принуждения Украины к интерпретации Минских соглашений, как это видят в Москве. Сделать из террористов украинских политических деятелей, которые будут блокировать европейский вектор развития страны, и, кроме того, заставить Киев платить за все это. Однако политолог полагает, что цели Москвы вряд ли будут достигнуты. При этом эскалация не будет продолжаться дольше 19 сентября, когда состоится Генеральная ассамблея, где Путин может выступить с предложением о новой модели мирного сосуществования.