События августа приводят в шок. Все отлично понят декабрьский обвал рубля, однако девальвация не ограничилась только российской национальной валютой. В настоящее время под жестокими ударами судьбы находится и казахстанский тенге, а вместе с ним и китайский юань с малайзийским ринггитом. Вышеуказанные валюты занимают далеко не се позиции в списке обвалившихся. Мир, похоже, опять накрыт волной экономического кризиса, который наносит сокрушающие удары и по развитым государствам.
На первый взгляд, нынешняя ситуация выглядит как «валютный демпинг», которым принято называть намеренное занижение курса нацвалюты, дабы получить конкурентные преимущества в торговле на мировом рынке. Представители американского Министерства финансов уже успели обвинить китайские власти в реализации этого процесса. По словам американских экспертов, они намеренно девальвировали юань по отношению к доллару на 5 процентов больше, чем за неделю.
Китайская валюта бьет минимумы.
«Отказ от обменного курса юаня, который более ориентирован на рынок, расценили в США в качестве тревожного сигнала», - сообщают в Белом доме. В настоящее время, курс китайской валюты побил минимум 1994 года. Пекин надеется, что девальвация повысит конкурентоспособность товаров из Китая на глобальном рынке, а также немного оживит государственную экономику. В Вашингтоне, при это, уверены, что их партнер пытается удешевить экспорт искусственным путем.
Такие же обвинения могли бы звучать и в адрес Казахстана и Российской Федерации, если бы их доля на международном рынке была повыше нынешних 0,12 и 5 процентов соответственно.
При этом девальвируются валюты развивающихся государств по объективным причинам. В первую очередь это - снижение выручки от экспорта. Согласно данным российского правительства, за первое полугодие текущего года доходы РФ от экспорта своих услуг и товаров за границу снизились почти на 26 процентов - до 30,4 миллиарда долларов.
20 августа казахстанский Национальный банк отменил валютный коридор. Результатом этого стало падение курс на 35,6 процента - с 188 до 255 тенге за доллар. Такое поведение валюты вызвало огромный спрос на иностранную валюту, а властям пришлось закрыть обменники на несколько часов. В Казахстане просматривается российский сценарий с небольшим опозданием. Банк России отменил коридор бивалютной корзины и регулярные валютные интервенции с 10 ноября прошедшего года. Согласно предварительным данным, в день объявления о переходе к плавающему курсу доллар торговался на Московской бирже на отметке в 46 рублей, а евро - 57.
Плавающий курс – единственный выход.
«Подумав и тщательно просчитав все возможности, мы пришли к решению, что самыми правильными вариантами действий в нынешней ситуации будут являться: введение плавающего курса тенге, а также переход к инфляционному таргетированию. Нацбанк и правительство в настоящее время сделали заявление по переходу на свободно плавающий курс тенге. Это значит, что курс будет определяться рынком. Стоит говорить прямо: этот переход является вынужденным, поскольку альтернативы не было. Кризис вносит свои коррективы», - заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Мораль заключается в поддержке высокого курса национальной валюты исключительно за счет сокращения резервов ЦБ и валютных интервенций, а развивающиеся страны могут так действовать только короткий период времени. Казахстан потратил только в этом году более 10 миллиардов долларов на попытки стабилизировать курс, а в прошлом - почти 18.
Российская Федерация и Казахстан — далеко не единственные государства, которые переживают девальвацию национальной валюты. В список таких государств входит и Украина, курс валюты которой падает уже долгое время. Динамика изменения курса гривны во многом напоминает график котировок рубля. В январе доллар торговался на уровне 15,8 гривны и оставался на этом же уроне на протяжении февраль, подорожав за целый месяц всего на 10 копеек. Затем, в конце февраля, гривна резко упала более, чем в 2 раза, после чего начала немного отыгрывать позиции. В настоящее время курс украинской валюты составляет 22,18 гривны за доллар. Беларусь страдает от похожего сценария. В начале января доллар стоит 10 000 белорусских рублей, а сегодня — 16 400.
В Малайзии, в свою очередь, за доллар давали 3,5 ринггита, а сейчас - 4,13 ринггита. Снизился также курс индийской национальной валюты. В настоящее время доллар стоит 65,44 рупии и это при том, что в январе он стоял 61,29 рупии. Напомним, экспорт Индии, Малайзии и Белоруссии не имеет такой большой зависимости от стоимости нефти на мировом рынке, как Казахстан или Российская Федерация.
Интересным является и тот факт, что после кризиса семилетней давности именно развивающиеся рынки считались будущими локомотивами роста экономики. Приток капитала в эти же 19 стран, по данным NN Investment Partners, лишь в 2009 году превысил отметку в 2 триллиона долларов. Теперь же экономисты в отношении развивающихся стран соревнуются в острословии. К примеру, в отчете инвестбанка Goldman Sachs говорят не об emerging markets, а об emergency markets, а банкиры из Merrill Lynch, при этом, ввели термин submerging markets (погружающиеся рынки).