Тесную связь между стоимостью нефти и показателями динамики российской экономики описал Максим Миронов. Он убежден, что российскому руководству не следует надеяться на рост цены нефти слишком сильно. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Slon».
Профессор мадридской IE Business School Максим Миронов в своей публикации дал оценку динамике цен на нефть и ее влиянии на российскую экономику. Вместо проведения структурных изменений российское руководство занимает выжидательную позицию, Москва ждет, пока цены на нефть вырастут и просит ждать того самого всех россиян.
Кремль полагает, что после некоторого ожидания стоимость нефти повысится и вытянет вслед за собой всю зависимую от импорта страну. Но нефть почему-то дорожать не спешит, даже наоборот, стремительно падает. Аналитический отдел компании TurboForex констатирует, что в настоящее время нефтяная смесь марки Brent торгуется между отметками 45 и 46 долларов, что ниже показателя шестилетнего минимума.
К цене нефти сейчас приковано внимание не только российского правительства, но и граждан. Прямой производной этой суммы является курс рубля, сумма золотовалютных резервов и показатели экономического роста. Тем не менее ожидания россиян «черное золото» оправдывать явно не спешит.
Практически во все времена предсказания изменения стоимости нефти было занятием неблагодарным. Любой экономист при прогнозе предвидеть цену заветных баррелей предпочитает уклоняться от ответа или же говорят, что существенных изменений не будет. Пренебрегающие этим неписаным правилом эксперты довольно часто садились в лужу, сделав неверный прогноз.
В 2008 году аналитики Goldman Sachs говорили о нефти по 200 долларов за баррель в ближайшем будущем. Меньше года прошло с того времени, как Игорь Сечин сказал, что ниже 90 долларов единица поставки нефти не упадет. Товарная специфика нефти является причиной высокой волатильности в торгах по этому виду продукции – прогноз на год или даже полгода абсолютно неинформативен.
Обратная сторона сланцевой революции.
На протяжении довольно длительного времени нефть отличалась очень низкой эластичностью предложения. Основные затраты нефтяник несет на этапе старта добычи, для этого требуется геологоразведка, разработка, создание инфраструктуры и т.д. После разработки скважины издержки добычи в основных добывающих странах обычно составляли от 1-3 до 8-10 долларов на баррель.
Поэтому даже при падении цены ниже 10 долларов за баррель добычу никто не снижал, производство оставалось прибыльным. Соответственно, при резком увеличении спроса быстро нарастить объем производства было невозможно – разработка новых месторождений требовала нескольких лет. Никто не мог гарантировать, что после завершения разработки спрос будет на таком же высоком уровне.
Именно низкая эластичность предложения вела к резким изменениям цены «черного золота» даже при довольно незначительных сменах ситуации со спросом. В свое время картель ОПЕК как раз и был создан для того, чтобы регулировать показатели предложения на рынке нефти для обеспечения некоего «справедливого» уровня цен.
Промышленная разработка сланцевой нефти внесла в ситуацию существенные изменения. Сланцевая нефть добывается по иной технологии, на небольшой глубине с помощью гидроразрывов пластов. Самую высокую активность в добыче нефти таким методом проявляют США, благодаря сланцевой нефтедобыче в прошлом году эта страна вышла на лидирующие позиции по объемам производства с показателем добычи около 5 миллионов баррелей ежесуточно.
Большинством экспертов сланцевая добыча рассматривается только лишь как некий дополнительный источник предложения и снижения цены нефти в долгосрочной перспективе. Однако более важным в этой нефти является то, что технология добычи позволяет реагировать на изменения спроса оперативно. Соответственно, этот вид энергоносителя можно считать инструментом для снижения волатильности в стоимости нефти.
С другой стороны, если 10 процентов нефти сланцево добычи достаточно для регулирования предложения – можно с уверенностью сказать, что в пределах ее себестоимости (от 35 до 95 долларов за баррель) и будет колебаться цена энергоносителя. Исходя из этого утверждения, можно сказать, что вряд ли прогнозы Нурсултана Назарбаева по поводу цены нефти на показателе 30 долларов за баррель сбудутся.
Даже если стоимость барреля нефти снизится до 30 долларам – добыча на новых сланцевых месторождениях будет прекращена, за этим последует восстановление стоимости на протяжении нескольких месяцев. Но в то же время ошибочно и мнение тех, кто ожидает отскока цены к показателям в районе 100, 120 или 150 долларов за баррель.
Очевидно, на такой сценарий рассчитывают в ожидании того, что нефтяные экономики вновь будут чувствовать себя прекрасно, вернутся к реалиям сытых нулевых. Таких людей придется разочаровать – после роста цены нефти выше 100 долларов за баррель рентабельными станут все месторождения в США, что приведет к росту предложения и падению цены. Единственным возможным вариантом избежать катастрофы для России является проведение структурных реформ, на котором настаивают уже длительное время чиновники экономического сектора.