Вчерашняя встреча в Берлине в «нормандском формате», на котором обсуждалась возможность нормализации обстановки на Донбассе, вызвала некоторое недоумение, так как в ней не принял участие российский президент Владимир Путин? Можно ли говорить о результативности встречи при том, что на ней не было того, кто, как считает большая часть аналитиков, способен мгновенно прекратить военный конфликт в Донецкой и Луганской областях, попытались выяснить эксперты раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров «Биржевой лидер».
По мнению некоторых политологов, факт отсутствия на вчерашней встрече Путина стал своего рода публичным афронтом. Звучали даже версии, что глава Кремля может сильно обидеться, и тут же отдаст приказ своим боевикам на Донбассе пойти в новое наступление.
Другая часть экспертов поставила себе другой вопрос: была ли у самого Путина заинтересованность в том, чтобы поехать в Берлин, и было ли ему там что сказать? В РФ популярно говорить, что Владимир Владимирович не намерен «сливать Донбасс». А если же он решится сыграть роль адвоката самопровозглашенных ЛНР и ДНР и будет предъявлять им какие-либо претензии, то его тут же могут обвинить в том, что он и далее вмешивается во внутренние дела Украины или привлекут его к дискуссии относительно этого вопроса.
Если судить по содержанию выступлений таких высокопоставленных российских чиновников, как Сергей Лавров и Дмитрий Песков, можно с уверенностью сказать, что Российская Федерация намеренна дистанцироваться от того, что происходит на Донбассе. Мол, Кремль вообще никак не причастен к событиям на востоке Украины, это Киев, будучи неспособным поладить с частью своих сограждан. А Москва не понимает, чего же от нее, все-таки, хотят.
В целом такая тактика в Кремле существует давно. Так, с 1994-го по 2008 год официальная Москва постоянно утверждала, что целиком и полностью поддерживает территориальную целостность Грузии, но только об этом Тбилиси должен договориться с Сухуми и Цхинвали.
Кремль хочет заморозить конфликт.
Многие эксперты уверенны, что Российская Федерация, на самом деле, не заинтересована ни в масштабной войне на Донбассе, ни в том, чтобы этот регион вернулся под полный контроль украинских властей. Также в Кремле не хотят, чтобы Донбасс стал частью РФ, подобно тому, как это произошло с Крымом.
Основная ставка российскими властями поставлена на то, что если Петр Порошенко и Арсений Яценюк не смогут преодолеть затянувшийся экономический кризис, украинцы начнут выражать свою неудовлетворенность. А это, в свою очередь, приведет к власти подчиняемое Кремлю правительство. В частности, в этом не сомневается глава московского Центра политических технологий Сергей Михеев. Эксперт убежден, что Россия имеет интерес не так в Донбассе, как в том, чтобы вся Украина изменилась.
«Основным моментом Минских соглашений для России является проведение конституционной реформы, которая меняет ситуацию на Украине и ведет к новым выборам. Другая Украина может сохранить целостность вместе с Донбассом, а нынешняя Украина Кремлю не интересна», - продолжил он.
По утверждению директора Украинского института глобальных стратегий Вадима Карасева, это очень хорошо осознаю в Киеве. Эксперт считает, что Москва не считает приемлемой возможность поражения ДНР и ЛНР и, как результат, потребность перейти на экономическое содержание России. Чего на самом деле хочет Москва, так это впихнуть Донбасс в состав Украины, но при условии предоставления широкой автономии, во главе с Захарченко и Плотницким, и провести переформатирование украинской государственности. Если же все это не сработает, Кремль будет настаивать на том, чтобы заморозить конфликт.
Россия хочет прекратить «войну санкций».
Бытует мнение, что, из-за переживаемых Россией проблем в экономике, Кремль выражает заинтересованность в как можно быстром урегулировании на Донбассе и прекращении "войны санкций".
Но, Запад уже сделал четкий намек о том, что при сохранении статуса-кво, дополнительных санкций вводить не будут, а те, которые сейчас есть, быстро не будут, а уже действующие, быстро не исчезнут даже в случае примирительных шагов со стороны Москвы. Как бы там ни было, кроме Донбасса, есть еще и Крым.
Сергей Михеев считает, что Россия могла бы приложить усилий и помочь вернуть ДНР и ЛНР в лоно Украины, но только в обмен на гарантии, что аннексия Крыма будет признана законной, а еще если отношения РФ и стран Запада нормализуются и будут сняты санкции.
«Запад не хочет показать поле для компромисса. Кнут есть, а пряник не предусмотрен. В подобных условиях нет стимула что-либо делать», - полагает аналитик.
Каких-то серьезных инициатив от Москвы в ближайшем будущем не стоит ожидать, подводят итог эксперты: скорее всего, Владимир Путин считает, что сказал все, что следовало, и теперь пускай весь мир думает, что делать, а ему спешить некуда.
Однако политические эксперты уверены, что встречу в Берлине нельзя назвать беспредметной. Карасев считает, что, поскольку имплементация Минских соглашений оказалась в тупике, то, очевидно, Ангеле Меркель, Франсуа Олланду и Петру Порошенко нужно в своем кругу без Путина провести дискуссию об этой новой реальности.