По словам российского медийщика Леонида Бершидского, сделку Украины с ее внешними кредиторами нельзя назвать победой, поскольку она дает стране только лишь небольшую передышку. Более детально мнение Бершидского о том, почему соглашение, которое Киев достиг с международными кредиторами, нельзя назвать победой, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Леонид Бершидский в своей колонке на Bloomberg View отметил, что реструктуризация внешнего долга, о которой Украине удалось договориться со своими внешними кредиторами, на первый взгляд выглядит победой, причем победой для обеих сторон переговорного процесса. Украинское правительство может победно заявлять о том, что ему удалось убедить кредиторов списать часть внешнего долга страны, а кредиторы, в свою очередь, могут просто порадоваться, поскольку они, по сути, ничего не потеряли.
Однако результаты пятимесячных переговоров Украине мало чем помогут: ситуация напоминает жесткие пляски в клубе, которые закончились только лишь целомудренным поцелуем. Результат переговоров с кредиторами не поможет Киеву даже выполнить требования Международного валютного фонда и сэкономить 15,3 миллиарда долларов.
Согласно соглашению, о котором было объявлено в четверг, 27 августа, Украине из 18 миллиардов долларов долга кредиторы согласились списать 3,6 миллиарда, или 20 процентов. В случае если на такие условия согласятся еще и держатели муниципальных обязательств украинской столицы и некоторых гособязательств, то в итоге сумма списанного долга вырастет до 3,8 миллиарда долларов. Основные выплаты для Украины отложили на четыре года, а процентные ставки повысят с сегодняшних 7,22 процента до 7,75. Помимо этого кредиторам были предоставлены гарантии, привязанные к экономическому росту Украины: они получают гарантированный доход в случае, если экономика страны будет развиваться хотя бы теми темпами, которые были предсказаны аналитиками МВФ.
Для кредиторов такой итог переговоров можно назвать более-менее нейтральным. Новая сделка в текущем выражении гарантирует им примерно такие же выплаты, как и первоначальные договоренности. При этом кредиторы потеряли в суммарном выражении всего лишь полмиллиарда долларов – "всего лишь", поскольку это еще довольно неплохой результат, учитывая, какую ошибку они допустили, сделав ставку на украинские облигации.
Сейчас Украина просит Российскую Федерацию согласиться на такие же условия и в отношении российского займа в размере 3 миллиардов долларов, полученного Киевом в конце 2013 года – выплата по нему должна быть осуществлена в декабре этого года. Если Россия согласиться пойти на это, то с финансовой точки зрения она не потеряет ничего. Тем не менее глава Минфина РФ Антон Силуанов уже ответил отказом на предложение украинской стороны о реструктуризации долга – тем самым министр снова продемонстрировал: для Москвы данный вопрос является политическим.
Из-за полученной отсрочки Украина в итоге заплатит больше.
Сделка с кредиторами предоставила стране небольшую передышку: в этом году Киев должен был выплатить в рамках погашения своих внешних долгов 6,7 миллиарда долларов, однако после достижения компромисса данные платежи будут отсрочены. Тем не менее сэкономить ожидаемые 15,3 миллиарда долларов так и не удалось. По сути, из-за предоставления отсрочки Украине придется заплатить в итоге больше, поскольку ей придется еще и покрывать проценты по долгам, которые без наличия этой самой отсрочки были бы уже выплачены.
Остальные пункты программы сотрудничества с МВФ, по мнению Бершидского, также выглядят довольно нереалистично. Он напомнил, что ранее уже писал о чересчур оптимистичных прогнозах дальнейшего развития экономики Украины. В этой связи готовность украинского правительства увеличить выплаты внешним кредиторам в случае экономического роста означает, что руководство страны само в этот самый рост не очень-то и верит.
Если украинская экономика будет расти на 3 процента или меньше, то правительство увеличивать объем выплат не будет, однако при повышении роста ставка также будет расти. Данные условия вступают в силу в 2021 году, и только лишь в том случае, если ВВП Украины достигнет отметки 125,4 миллиарда долларов. В случае если бы в правительстве действительно верили в то, что такой сценарий является реальным, то вряд ли Киев столь охотно обещал бы потенциальные миллиарды внешним кредиторам.
В настоящее время присутствует ощущение того, то программа сотрудничества с МВФ трещит по швам, причем частично это происходит при помощи самого Международного валютного фонда. В настоящее время фонд предлагает Украине внести определенные изменения в Налоговый кодекс, при помощи которых можно будет перекрыть одну очень важную лазейку – ею сейчас пользуются IT-индустрия и другие так называемые "белые воротнички", при этом налоговые ставки понижать не планируется.
При этом коррупция в Украине продолжает оставаться повсеместной, несмотря на все усилия, направленные на борьбу с этим явлением. У руководства Украины сегодня есть более серьезные проблемы, нежели списание внешнего долга на меньшую, нежели ожидалось, сумму, и если в ближайшее время здесь удастся добиться успеха, то сделка с кредиторами по сравнению с этим самым успехом попросту померкнет. Однако если этого так и не произойдет, то будущей украинской власти снова придется плотно пообщаться с группой международных кредиторов.